Руководитель авторского коллектива: Ольга Макмурдо
Архитектор: Катерина Константинидоу, Елена Касини
Архитектор, визуализатор: Луис Линарес
Лондонские архитекторы бюро MOST оформили пространство высокотехнологичного производства штучных скоростных электрокаров Charge Cars, которые собирают в оболочке легендарных фордовских мустангов. Основатели и бюро, и автосборочного стартапа – россияне, получившие образование здесь.
Ольга Макмурдо училась в МАРХИ у Андрея Некрасова и Владимира Плоткина, за диплом получила золотую медаль, потом работала в ТПО «Резерв», СПИЧе, в бюро Захи Хадид, ОМА и у Николаса Гримшо. Затем основала собственное бюро MOST Architecture в Лондоне. В общем-то неудивительно, что архитектор с таким бэкграундом может спроектировать пространство для сборки супер-современных электромобилей. Но ретро. Но скоростных: за 3.9 сек разгоняются до 60 миль/час, это примерно 100 км/час. Креативный директор Charge Cars Марк Робертс – выходец из Формулы-1. В то же время инициатор и CEO проекта – выпускник СПбГЭУ Вадим Шагалеев.
Charge Cars собирает свои электромобили на базе корпусов легендарных фордовских Мустангов. В Лондоне – электромобили ‘67, где передовая «начинка» будет заключена в корпус, повторяющий Ford Mustang Fastback; Форд недавно продал им патент на него. Цена тех и других – порядка 40 млн рублей на наши деньги, причем фастбэков планируют выпустить ровно 499 штук. Это безумно дорогой, штучный продукт, он совмещает передовые технологии с винтажной ретро-нотой воспоминаний о крутых гонках шестидесятых [дороже Теслы в два, а то и больше раз; может, сделают и Херби?].
Между тем производство-стартап не рассчитано на «фордовскую», гхм, систему конвейера – оно отвергает его «в пользу интеграции исследований, разработки, производства, рекреации и общения сотрудников». Этакий новый Форд совершенного мира, практически мечты, ну, у кого есть на нее деньги.
Мини-завод располагается на западе Большого Лондона, недалеко от аэропорта Хитроу среди логистических ангаров, и внешне это одна из ряда металлических коробок из профлиста в элегантную полоску, в окружении стриженых баскетов и лип [так и хочется сказать: «сейчас маску сниму и надышу вам тут»], по форме довольно практичная и простая.
Основные задачи, и, вероятно, сложности были связаны с архитектурным осмыслением сложных в техническом отношений тонкостей производства. Незаметном и неярком, но погруженном в тонкости двух профессий – автомеханика и архитектора: «Это чистое заводское помещение, черно-белая эстетика которого строится на контрасте между лабораторией и автомастерской, отражает элегантность современных инженерных решений и отсылает к культовым трекам Формулы 1».
В основном это ангар, строгий, бело-черный, но очень свежий даже на картинках. В нем есть зелень и стекла в пол. Больше внимания авторы уделили оптимальной планировке и распределению света. К примеру, в офисной части свет встроен в систему воздуховодов и его можно программировать, а в зоне сборки тонкие полосы светильников выстроены по границам монтажных площадок, то есть не бьют в глаз, но обеспечивают равномерную освещенность деталей.
Кульминация этого решения, заточенного на технику и следующего за требованиями сложного современного производства, – светильник в вестибюле. Здесь авторы развернулись вовсю: он и анаморфный, и форма его – производная диаграмм Фейнмана, и в то же время складывается в логотип Charge Cars, если смотреть на него строго снизу вверх.
Понятие анаморфный применяется в основном к фото- и киносъемке и означает оптическое изменение изображения в разном масштабе частей и в двух перпендикулярных плоскостях. А диаграммы Феймана это способ графического отображения взаимодействия частиц в квантовой теории поля.
Уффф... Такая форма, определенно, созвучна специфике современного производства и достойна висеть у него над входом.
На самом деле светильник хочется описать как трехмерную снежинку, разложенную на Y-образные элементы, разделенные и размещенные в пространстве так, что с разных угловых точек они парят в пространстве как некие UFO-предметы, а при взгляде с определенной точки складываются в логотип Charge Cars – в виде мальтийского креста, тоже довольно остроумный. Подход, свойственный объектам современного искусства и правильный с точки зрения маркетинга заодно.