В Манеже открылся ежегодный фестиваль союза российских архитекторов «Зодчество». Беглый осмотр экспозиции свидетельствует, что она очень похожа на прошлогоднюю, разве что немного скромнее.
«Зодчество-2008». Фотографии Юлии Тарабариной
Сходство бросается в глаза сразу, и начинается с парящих над залом шариков. В прошлом году они были красные, теперь синие. Вместо Винни-Пухов за шариками прячутся рекламные плакаты «Интеко», а зеленый цвет пола по-видимому обозначает экологичную травку. Вместе с красным цветом из выставки ушла торжественная юбилейность, вместе с ней (немного) поблекло богатство. Из композиции зала также исчезла прошлогодняя ясность – год назад он был разбит несколькими цезурами-акцентами в начале, середине и конце – теперь акценты съежились и паузы исчезли, пространство «Зодчества» вернуло себе исконную суматошность. Зал, однако, полон народа – возможно потому, что на этот раз выставка продлится на один день меньше, чем обычно, всего лишь три дня (последний день работы – 19 октября).
А вот схема выставки осталась неизменной вплоть до деталей. Место слева под лестницей, теперь можно считать традиционным для тематических экспозиций (для коммерческих оно темновато). Его занимает изящная выставка в честь 500-летия Андрея Палладио. Квадрат окружен выщербленными колоннами, изготовленными компанией «Город богов», между колоннами развешены фотографии, предоставленные Михаилом Филипповым. Если смотреть изнутри, то по центру каждой воображаемой стены окажется фотография портика виллы «Ротонда» – как будто бы зритель находится внутри знаменитого дома – идея, которую надо признать красивой. По информативности выставка значительно уступает прошлогодней китайской экспозиции, но зато не перегружена материалом… Справа – опять же традиционно крупные плакаты нового проекта «Городов» – Зурбагана.
Дальше справа – место, занятое в прошлом году роскошным стендом Петербурга облюбовал проект планировки Нижнего Новгорода, выполненный под руководством Сергея Ткаченко. Он показан в виде довольно-таки схематичного, но зато исполненного в дереве и огромного макета. Сразу за Нижним на своем прежнем месте расположился Татарстан, стенд которого стал ощутимо крупнее. Его ядро – роскошный макет Казанского Кремля, а на задворках притаилась этажерка спонсора с разноцветно-блестящими бутылками «Ханской» водки, которая образует неожиданный пандан витрине с «Хрустальным Дедалом». Эх, вот бы сделать спонсором фестиваля какой-нибудь напиток, можно было бы выдавать приз не пустой, а с содержимым… Все равно он стеклянный… Из областных стендов также выделился Челябинск, разместившийся немного в стороне от основного променада, но зато с большой полосатой башней из чего-то пластикового. Московская область в этом году подновила свой главный аттракцион – добавила в подсвеченную оргалитовую карту, по которой можно ходить ногами, цветную иллюминацию. А Москва в полный рост выставила «Царицыно» – вероятно, чтобы никто не забыл об этом замечательном произведении. Что характерно, почти не видно ни Сочи, и Краснодарский край совсем не так заметен – про Олимпиаду временно подзабыли.
Самая, как правило, приятная часть фестиваля – детская экспозиция – уменьшилась. В прошлом году большая парадная лестница была уставлена множеством макетов; теперь она превратилась в две скромные пирамидки, но, кажется, это единственное место, где можно посидеть. Школа-студия «Старт» празднует свое 25-летие в Третьяковской галерее; поэтому детская экспозиция оказалась рассредоточенной: часть в основном зале, часть на антресоли Манежа, часть в ГТГ (до 26 октября).
Что же касается главной по смыслу выставки-конкурса претендентов на «Хрустального Дедала», то и здесь наблюдается все то же сходство с 2007 годом плюс сравнительное затишье. В прошлом году «Зодчество» (из-за юбилея, что ли?) вдруг посетили многие московские архитекторы – Алексей Бавыкин, Сергей Киселев, Михаил Филиппов... И все они, признаться, как-то ничего особенного от жюри не получили. Теперь большинство москвичей вновь удалилось, остался лишь всегда присутствующий на фестивале Моспроект-4 Андрея Бокова, а также мастерские А. Асадова и Юрия Виссарионова. В частности, можно узнать, что после общественного совета, на котором мэру не понравился дом-яйцо на месте аптекарского огорода рядом с Сити, этот участок перешел к мастерской Асадова и там спроектирован дом-арка.
Но все же перед нами вновь конкурс России без Москвы (ну, почти). В этом контексте заметно лидируют петербуржские архитекторы и особенно приятно выглядит мастерская А-Лен – причем как в «постройках», так и в «проектах». В постройках можно увидеть один из новых примеров сотрудничества Сергея Чобана и Евгения Герасимова. Довольно-таки печально (увы!) в целом смотрится всеми любимая нижегородская архитектура. Зато появились любопытные новшества – мне показался очень привлекательным проект реконструкции лежащего в развалинах аланского дома с каменной башней (эта, достаточно древняя типология родовых гнезд с башнями когда-то стала предметом известной фотосерии Игоря Пальмина). Качественно новый этап развития абрамцево-подобной архитектурной типологии «избушка на курьих ножках» представляет турбаза архитектора И.Н. Князева. Кроме того, псевдо-русских храмов стало как будто меньше. В остальном – во многих городах можно отметить разнообразные (то лучше, то хуже) приметы интернационального модернизма. С одной стороны, архитектура на просторах родины становится спокойнее и сдержаннее, все меньше закидонов, а с другой – ощущается какое-то усреднение, что ли. Острожничанье. Без порыва.
Также получили развитие две уже известные особенности конкурсной выставки «Зодчества». Одна из них кажется мне очень приятной – на фестивале по-прежнему показывают много проектов реставрации (причем как в конкурсной части, так и в областной). Некоторые из них больше нигде и не увидишь – а здесь можно сфотографировать.
Другая характерная особенность – обилие проектов планировки городов. Эту часть выставки я бы назвала «слепой», потому что надо очень хорошо разбираться в урбанистике, чтобы толково сравнить между собой стенды с разноцветными планами. Лично на меня они производят впечатление ковра – было бы справедливо, если бы проекты планировки оценивались в отдельной номинации. На этот раз их особенно много – планы городов составляют едва ли не половину всех стендов, выставленных в разделе «проекты». Здесь встречаются удивительно малоизвестные российские города, мне вот попалось два совершенно новых названия. Вообще говоря, множество градостроительных работ хорошо вписывается в тему фестиваля этого года – «исторические города и современная архитектура» – и можно было бы порадоваться, что наконец, мол, русскую глубинку начнут обустраивать… Если бы не кризис. М-да. Хотя, откровенно говоря, приход московских денег и планировщиков в Нижний Новгород не радует, а скорее внушает опасения за старинный (и очень приятный пока) город.
Итак, расфуфырившееся в прошлом году «Зодчество» немного снизило обороты и как будто бы откатилось назад. С другой стороны кто знает, может быть, мы наблюдаем процесс сложения стандарта проведения всероссийского фестиваля, и теперь он всегда будет таким вот похожим на себя самого.
Впрочем вероятно, что некоторое снижение пафоса манежной выставки будет компенсировано обширной программой мероприятий – в этом году на «Зодчестве» как никогда много лекций, мастер-классов и круглых столов. Программа фестиваля очень насыщенна. Главный хит – лекция Даниэля Либескинда (в Манеже, в воскресенье 19 октября в 14:00). Также заметное место занимают мероприятия, посвященные проблемам исторических городов. Хотя тема и затертая, но кто знает – может, случится чудо, и российский опыт переоценят, а зарубежный – поможет. Мы постараемся держать вас в курсе событий. Выставка в честь 500-летнего юбилея Андреа Палладио
Стенд Нижнего Новгорода
Карта Московской области
|