ПТМА Тимофеева С.А.: Пушкарев А.В., Тимофеев М.С.
Генпроектировщик: «Веллес НН» Сергей Якишин, конструктор Алексей Меркутов
Реконструкция здания ресторана на Верхневолжской набережной в Нижнем Новгороде, по сути, окончательно утвердила название этого объекта. Даже если ресторану присвоят иное официальное наименование, все равно это – «серебристая чайка» – достаточно посмотреть на него и вспомнить историю места.
Первый деревянный павильон – кафе «Чайка» появился здесь в начале 1960-х годов прошлого века. Название – расхожее, архитектура – очевидная, без ассоциаций, но что-то там в переплетах витражей мелькало. В 1968 году, как сказал бывший главный архитектор города Сергей Александрович Тимофеев, «произвела фурор» новая стеклянная «Чайка» архитектора Виктора Лапина: здесь уже образ и название связаны напрямую.
До начала 1990-х «стекляшка на набережной» была одним из главных тусовочных мест в историческом центре – ее притягательность объяснялась не только «прогрессивным обликом архитектуры», но и расположением на променаде, вблизи крупных вузов, демократичным меню: мороженое с сиропом в металлических креманках. А в начале 1990-х, когда в Нижнем были созданы благоприятные условия для прихода инвесторов, одним из первых стал американец палестинского происхождения, миллионер из Техаса Виктор Хури – он выкупил кафе «Чайка» и открыл ресторан «Гардиния». По воспоминаниям нижегородцев, «меню было общепитовским, а публика – малоприятная». К слову, Хури рассекал по городу в первом для Нижнего «Мерседесе». После скандала инвестор исчез, оставив после себя огромные долги, объект на набережной переходил из рук в руки, фасады перелицовывали, и последняя вывеска принадлежала бару «Тиффани» с интерьерами уже от Archpoint.
Весной 2021 объект приобрело в собственность ООО «Фудсервис-Москва». Один из ее совладельцев – Альберт Гусев – гендиректор компании «Сладкая жизнь», куда входит группа «Спар Миддл Волга», управляющая сетью SPAR в России.
Первоначально новый владелец собирался немного «подновить» здание: заменить черный пластик облицовки фасадов, темное стекло. Архитекторы рисовали эскизы со строго вертикальными витражами, но тут «Чайка» терялась, светлый, радостный образ меркнул. Требовалось не просто оставить наклонные, но еще сделать их раздвижными, чтобы летом волжский ветер залетал в зал.
В результате нашлись умельцы, способные это выполнить. Окна-двери, высотой 4.10 м, шириной 2.20 м, со створками по 800 кг – работа компании «Стекляника», Александра Гаврюшина.
Идею доступности, проницаемости воплощает и новый обходной балкон – на него можно зайти прямо с набережной, минуя вход в ресторан. Архитекторы угадали с шириной балкона: его абрис совпадает с границами участка и точно стыкуется с чугунным ограждением набережной, признанным ОКН.
Как рассказывает архитектор Алексей Пушкарев, на первых этапах реконструкции в планах не было нового – цокольного этажа. У прежней «Чайки» и ее приемников цокольный был местом неопределенного использования – на фото видно некое окно в плоскости фундамента. Во время обследования металлического каркаса первую ферму из цоколя увезли на завод, почистили. Когда отрыли весь цоколь с опорами, оказалось, конструкции требуют значительного усиления. Но заливать ржавый металл новым и все раскопанное закапывать сочли неразумным. Тем более сравнительно недавно на Верхневолжской набережной построен ресторан «Парк культуры», наращивающий этажи вниз за счет большого уклона участка. Так «Чайке» подвели новый фундамент, добавили новый этаж, где будет устроен бар.
Изменения не повлияли на общую пространственную композицию. Фасад облицован светлым португальским известняком, и видно, как архитекторы намеренно освободили от облицовки «ноги, туловище чайки» со стороны главного входа в ресторан.
Собственно сама «птица» – это то, что в 1968 году было похоже выпиленное из фанеры, а теперь сияет серебром. Для нее архитекторы не сразу выбрали подходящий материал, долго сомневались, но решили-таки рискнуть применить модную в Нижнем Новгороде полированную сталь (в числе объектов – пакгаузы на Стрелке, павильон на ярмарке, небольшие постройки в кремле). Не всегда она выглядит уместно и убедительно, но авторов реконструкции увлекла возможность создать машинообразный дизайн, ювелирно усложненный и острый. Так и получилось: поверхности панелей еще и рифленые – они мерцают, бликуют, словно струятся. Наивная, нескладная «чайка» 1960-х отлетала свое, и теперь, повидав многое, обретя и преумножив нажитое, респектабельно приземлилась.
Верхневолжская набережная – место дорогой недвижимости, музеев, институтов, парка. Ее капитализация началась еще в XIX веке, когда царь Николай Первый распорядился на месте слободок на откосе разбить Александровский сад, поверху устроить набережную с каменными зданиями. На небольшое плато, где теперь стоит ресторан, выходила улица Больничная, с просторным – на целый квартал – садом. Остатки строений больницы признаны ОКН, сада давно нет. На его месте – сквер Нестерова, с памятником великому летчику, рядом с рестораном – макет самолета Ньюпор-4, на котором Нестеров первым в мире выполнил фигуру высшего пилотажа – «мертвую петлю». Улица Больничная стала улицей Нестерова. Здесь же – знаменитая гостиница «Октябрьская» (1987) – яркий образец отечественного постмодернизма.
Проект благоустройства. Генплан. Ресторан «Чайка», Нижний Новгород, реконструкция, проект
Не случайно в начале 1960-х деревянная еще «Чайка» главным входом была развернута на улицу Нестерова с еще существовавшим за оградой садом. Тогда планировали создать в историческом центре Октябрьский бульвар – улица должна была стать его началом.
Не удивительно, что новый владелец «Чайки» в ходе реконструкции решил провести и благоустройство плато – сквер с фонтаном, с макетом самолета, спуск в Александровский сад. Важно соответствовать окружению. Ресторан – как часть городской жизни – в этом состоит концепция проницаемости.
В первую очередь был восстановлен в прежних габаритах, а затем расширен, дополнен плескательным фонтаном бассейн. За макетом самолета появилось взамен забору прозрачное ограждение. Интеграцию с парком задают полукруглые ложи поверху плато.