Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

30.11.2023

Точка нового отсчета

Юлия Тарабарина
Объект:
Фонд содействия развитию современного искусства RuArts
Адрес:
Россия, Москва. Трубниковский пер., 6
Галерея RuArts
Адрес:
Россия, Москва. 1-й Зачатьевский переулок, 10
Архитектор:
Вера Бутко
Антон Надточий
Мастерская:
ATRIUM
Авторский коллектив:
Архитекторы: А. Надточий, В. Бутко, О. Соколова, А. Малыгин
Конструкторы: Людмила Буянова, Ольга Пичугина

Давно хотелось изучить пространство RuArts Foundation, созданное архитекторами ATRIUM, и наконец удалось. Оно уместное и впечатляющее, в нем интересным образом сочетаются традиции – в данном случае, галереи, и новации. Рассматриваем. А заодно вглядываемся в предисторию.

Здание Фонда RuArts, спроектировано Верой Бутко и Антоном Надточим, АБ ATRIUM, в 2018–2019 и реализовано ими же к 2021 году, – и у него есть две основные особенности, одна основана на преемственности, другая на контрасте. 

Преемственность – с галереей RuArts на Остоженке, над пространством которой те же авторы поработали почти 20 лет назад. Тогда галерея тоже уместилась в бывшем жилом доме, точнее, заняла две большие 2-этажные квартиры. А главным приемом стали бетонные лестницы, которые объединяют экспозиционные залы, но не только в обычном навигационном смысле, а объемно-пространственно, этак немного по-эшеровки, но более предсказуемо, чем у него: архитекторы превратили лестницы в серые бетонные параллелепипеды, прорезающие этажи под углом наклона, необходимого для подъема. 

Галерея RuArts, 2002–2005. Схема построения внутреннего пространства
Галерея RuArts, 2002–2005. Схема построения внутреннего пространства
© ATRIUM

В 2005 году решение смотрелось бомбически, и галерея, а затем и фонд – точно не знаю, потому ли или случайно, – даже сделала лестницу частью своего логотипа. Что может иметь, конечно, и другие смыслы: RuArts позиционирует себя как институция, открытая к профессиональному сообществу повестке, кроме того, фонд не только покупает, но и спонсирует арт-проекты, к примеру перформансы, так что лестницу можно понять и как образ движения вверх для всех участников процесса.

Неудивительно, что местом для размещения фонда был тоже выбран многоэтажный жилой дом в центре города: и расположение способствует, и к формату привыкли, движение с этажа на этаж для RuArts, получается, не только необходимость, но, вероятно, еще и метафора. Но в Трубниковском не 4 этажа, а 6. 
Разрез 1-1. RuArts Foundation, Трубниковский пер., 6 © АБ ATRIUM
Разрез 1-1. RuArts Foundation, Трубниковский пер., 6
© АБ ATRIUM
Разрез 2-2. RuArts Foundation, Трубниковский пер., 6 © АБ ATRIUM
Разрез 2-2. RuArts Foundation, Трубниковский пер., 6
© АБ ATRIUM

Вообще говоря, приспособление бывшего жилого дома под галерею – не самая тривиальная задача, все же типологии разные. Хотя тут можно вспомнить квартирники 1980-х и представить себе, что «квартирник» разросся, захватил весь дом целиком. Но, конечно, никакого прямого сходства с квартирником нет ни там, ни тут – RuArts, конечно, собирает нонконформистов, однако его пространства вполне гламурны. 

Итак, отличие жилья от галереи прежде всего в том, что жилой дом состоит из замкнутых в себе ячеек, а галерее, особенно современного искусства – надо быть максимально открытой, не только потому, что это принцип конкретной институции, это для всех так. Для выставочного зала лучше, чтобы зритель плавно перетекал, фланировал из зала в зал и еще желательно, чтобы видел один зал из другого, чтобы захотеть туда пойти. Безусловно, одно из лучших решений этой задачи – Гуггенхайм Райта с его спиральным пандусом и открытым атриумом, недаром его то и дело пытаются так или иначе повторить. 

Но что делать с бывшим «доходником», узким, высоким и разделенным на 6 этажей? Очевидно – прорубить атриум, что архитекторы и сделали. Он примыкает к уличному фасаду, прорезает четыре этажа и заканчивается на пятом полосой стекла, через которую можно посмотреть вниз и увидеть все насквозь. Атриум также стыкуется с лестницей для посетителей остекленными проемами «в пол», они освещают лестницу и создают эффект присутствия благодаря тому, что всегда можно «выглянуть наружу», а выставочные залы 2–4 этажей выходят в атриум большим балконом. 
Окно лестницы, вид в атриум. RuArts Foundation, Трубниковский пер., 6 Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ ATRIUM
Окно лестницы, вид в атриум. RuArts Foundation, Трубниковский пер., 6
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ ATRIUM
Атриум, вид снизу вверх. RuArts Foundation, Трубниковский пер., 6 Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ ATRIUM
Атриум, вид снизу вверх. RuArts Foundation, Трубниковский пер., 6
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ ATRIUM

Иными словами, тут можно постоянно смотреть и вверх, и вниз, и находясь на этаже, ты одновременно пребываешь в общем пространстве, не уходишь из него до конца, разве что в закутки слева, но они и нужны для контраста и для видео. 

Надо ли говорить, что лестница, соединяющая все этажи, основная, но не главная. Главная – «бетонная», соединяет первый этаж со вторым.
RuArts Foundation, Трубниковский пер., 6
RuArts Foundation, Трубниковский пер., 6
Фотография © Сергей Надточий / предоставлена АБ ATRIUM

Ее хорошо видно с улицы через раскрытые «в пол» окна-витрины 1 этажа, ее уверенно можно сравнить с объемным фирменным знаком галереи RuArts, выставленным здесь на обозрение: не только внутри, но и из города. Хочу подчеркнуть, что мы имеем дело с тем случаем, когда «знак» предложили архитекторы, заказчица его приняла, затем его воспроизвели через 18 лет – по обоюдному согласию, как мне сказали в галерее. Это надо же! В Москве-то! Редкий случай. Хочется что-то вспомнить, да пока не очень вспоминается. Хотя сейчас каждый первый архитектор предлагает логотип к своему проекту, речь не об этом, интересно проследить другие такие истории согласия и устойчивости восприятия. 

Бетонная лестница такая, да не такая, поскольку и пространство другое. Она примыкает к балкону, в ней всего 2 марша, и поворачивает. В первом варианте каждая лестница была «вещью в себе» со ступеньками по внутренней и внешней плоскости параллелепипеда, а поворот происходил через постановку одного объема под углом к другому. Лестница фонда в этом смысле классичнее, хотя острое сходство с прообразом ей придает гребенка ступенек, видимых снизу, и серый бетонный цвет, в который она покрашена. Нововведение – «готический» поручень, углубленный в стену, очень приятное. 
Бетонная лестница, 2 этаж. RuArts Foundation, Трубниковский пер., 6
Бетонная лестница, 2 этаж. RuArts Foundation, Трубниковский пер., 6
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ ATRIUM

Если лестница классичнее, то само пространство смелее хотя бы потому, что атриум выше и раскрыт в большей степени. Сама по себе возможность взглянуть с 4 этажа на первый уже привлекательна, но тут добавляется еще один нюанс, особенно ощутимый при взгляде с балконов: мы видим стену с окнами изнутри, как декорацию. Столько окон внутри не должно быть, и их вертикальная вереница помогает подчеркнуть промежуточное положение атриума между «внутри» и «снаружи». 
RuArts Foundation, Трубниковский пер., 6
RuArts Foundation, Трубниковский пер., 6
Фотография: RuArts Foundation

В еще большей степени на новизну указывает стойка ресепшн – нелинейной формы, асимметричная, углубления побольше и поменьше оформлены кругами, как на воде, а довершает впечатление одна сквозная дырочка. Можно представить себе, что ATRIUM собрал здесь, в этом атриуме, свое прошлое и будущее: за связь с прошлым отвечает лестница, на увлечение дигитальной формой, которой архитекторы занимаются уже даже и в метаверсе, – скульптурная стойка, как своего рода точка нового отсчета. 
 
RuArts Foundation, Трубниковский пер., 6 Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ ATRIUM
RuArts Foundation, Трубниковский пер., 6
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ ATRIUM
RuArts Foundation, Трубниковский пер., 6 Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ ATRIUM
RuArts Foundation, Трубниковский пер., 6
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ ATRIUM
RuArts Foundation, Трубниковский пер., 6 Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ ATRIUM
RuArts Foundation, Трубниковский пер., 6
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ ATRIUM
RuArts Foundation, Трубниковский пер., 6 Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ ATRIUM
RuArts Foundation, Трубниковский пер., 6
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ ATRIUM
Стойка ресепшн, 1 этаж. RuArts Foundation, Трубниковский пер., 6 Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ ATRIUM
Стойка ресепшн, 1 этаж. RuArts Foundation, Трубниковский пер., 6
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ ATRIUM

Только вот придумала ее не нейросеть, хотя вскоре, вероятно, надо ожидать чего-то в этом роде. И напечатать стойку планировали на 3D-принтере, но затем все же отлили в композитном материале. Что, впрочем, на форму существенным образом не повлияло. 

Обычно о зданиях принято рассказывать снаружи-внутрь: план, фасад, интерьер, а у меня тут получилось наоборот, потому что интерьер в данном случае важнее. Но и фасад имеет свою любопытную историю. Начну с того, что если «пробить» дом в сети, мы узнаем: это доходный, дом построенный в 1915 году архитектором К.В. Аполлоновым. В какой-то мере так и есть, он, вероятно, до сих обладает частью несущих конструкций начала XX века. Однако в 2008–2011 дом был существенно реконструирован, в то время еще под жилье, но при этом он получил странноватый розовый фасад, напоминающий постройку архитектора Аполлонова лишь отдаленно, так что гордая надпись римскими цифрами на козырьке «2015» не имела ничего общего с внешним обликом дома. 

А специфика фонда отнюдь не в любви к псевдоклассике поздних лет, а в коллекционировании и поддержке современного искусства. Так что архитекторы совместно с заказчицей решили сделать фасад современным.
RuArts Foundation, Трубниковский пер., 6
RuArts Foundation, Трубниковский пер., 6
Фотография: RuArts Foundation

Он сохранил пропорции и несколько неуклюжий, хотя теперь даже брутальный, объем мансардного этажа, но основная плоскость фасада стала серой, штукатурной в рельефную полоску, хотя замечу, штукатурка эта умело имитирует фибробетонные панели разного размера, оттенка и расположения рельефных полос, так что фасад не плоский, скорее, на нем возникла мозаика типа пятнашек. Нижний этаж темный, облицован фибробетоном, окна, как мы помним, увеличены до витрин, встроена строгая линейная подсветка, а входной портал – еще один элемент, связывающий «внутри» и «снаружи», – превращен в строгую кортеновую раму, которая, согласно законам современной архитектуры и искусства, продолжается на лестнице внутри, «вводит» нас внутрь как некий шлюз. 
Входной портал внутри. RuArts Foundation, Трубниковский пер., 6
Входной портал внутри. RuArts Foundation, Трубниковский пер., 6
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ ATRIUM

И пусть мне кто-нибудь теперь скажет, что каждый доходный дом в Москве необходимо сохранять ровно таким, как был, или похожим. В данном случае – похож и не похож, но уж определенно свежее, чем то, что ему предшествовало. 

Но любопытно, что блогеры преспокойно приписывают розовый фасад 2008 года – году 1915. Не обманывайтесь, это было не так. 
 
 
Еще картинки:
RuArts Foundation, Трубниковский пер., 6 Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ ATRIUM
RuArts Foundation, Трубниковский пер., 6
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ ATRIUM
RuArts Foundation, Трубниковский пер., 6 Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ ATRIUM
RuArts Foundation, Трубниковский пер., 6
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ ATRIUM
Первый этаж, общественный. RuArts Foundation, Трубниковский пер., 6 Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ ATRIUM
Первый этаж, общественный. RuArts Foundation, Трубниковский пер., 6
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ ATRIUM
RuArts Foundation, Трубниковский пер., 6 Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ ATRIUM
RuArts Foundation, Трубниковский пер., 6
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ ATRIUM
План 1 этажа. RuArts Foundation, Трубниковский пер., 6 © АБ ATRIUM
План 1 этажа. RuArts Foundation, Трубниковский пер., 6
© АБ ATRIUM
План 2 этажа. RuArts Foundation, Трубниковский пер., 6 © АБ ATRIUM
План 2 этажа. RuArts Foundation, Трубниковский пер., 6
© АБ ATRIUM
План 3 этажа. RuArts Foundation, Трубниковский пер., 6 © АБ ATRIUM
План 3 этажа. RuArts Foundation, Трубниковский пер., 6
© АБ ATRIUM
Разрез 3-3. RuArts Foundation, Трубниковский пер., 6 © АБ ATRIUM
Разрез 3-3. RuArts Foundation, Трубниковский пер., 6
© АБ ATRIUM