В фонде RuArts открылась выставка новых приобретений за последние 3 года: New Now. По воле куратора их объединяет тема эмоциональной рефлексии внехудожественных событий через искусство, а нам кажется, что – березовые стволы, рубленое дерево, привлекательная керамика и еще немного спирали разных Инфанте. Так или иначе, а срифмовано неплохо.
Одна из проблем современного куратора – немыслимо сделать выставку под названием «Новые поступления, 2020–2023 годы». Не принято. Но по сути выставка New Now, «Новое сейчас», открывшаяся в фонде RuArts Марианны Сардаровой, который собирает современное российское искусство и послевоенный нонконформизм, – именно такая. Тут собраны приобретения фонда за последние три года: 70 работ, 41 художник, сообщается, что многие показывают впервые. А тема скорее добавлена к самому факту показа новых вещей.
Это не хорошо и не плохо, поскольку выборка получилась представительная и с хорошим временным диапазоном: самая старая вещь – спиральная инсталляция Франциско Инфанте (1979–1980). Подходишь к ней, и если не очень в теме, то первым делом удивляешься объемным швам и тому, что блестит не полированный металл, как сейчас принято, а натянутая на изогнутые плашки пленка. Потом осознаешь, что это – классика, как из учебника, и проникаешься уважением.
Объект Инфанте в данном случае – хронологическая точка отсчета. На третьем этаже с ним перекликается работа сына, Платона Инфанте, в которой трехмерная анимированная восьмерка, показанная на экране планшета, идеально рифмуется со своим объемным продолжением из дерева – если встать точно напротив.
А тот в свою очередь перекликается с двусторонней лестницей, напоминающей о лестнице в небо, но похожей на поперечное сечение зиккурата в объеме – «мемориальной композицией» Владимира Немухина в честь поэта Мартина Хюттеля, с которым художник входил в один дружеский русской-немецкий кружок нон-конформистов.
Тут, кажется, можно историю современного искусства изучать.
Но на самом деле совсем старых вещей не так много; есть кое-что из 2000-х – 2010-х, распределенное довольно равномерно, но преобладают, по ощущениям, новые. Фонд собирает послевоенный нонконформизм и современных художников, а в последнее время делает акцент на граффитистах и авторках-женщинах, одна из недавних выставок была гендерной, кто-то из ее участниц присутствует и здесь. К художницам вопросов нет, пусть их будет больше, а вот перевод граффити в станковый формат кажется самой странной частью выставки – вроде бы так не полагается? Но тогда как его коллекционировать? Впрочем, современные московские муралы согласовывают в МКА, что странного в том, чтобы глаза, которые в первоисточнике должны быть прорезями на строительной ткани, повесить в виде ковра на стенку.
Но вернемся к лейтмотиву, заданному куратором Катрин Борисов: «ощущение тревоги» и «эстетика страшной сказки» – это раз, и способность искусства откликаться на «эмоциональный фон <...> происходящего за пределами мира искусства» – это два. То есть выставка новых приобретений фонда показывает нам, что искусство второй половины XX – начала XXI веков не устает откликаться на фон событий, но не прямо, а эмоционально, и что общий тревожный фон это нормально, но в то же время как будто не перестает нарастать.
Начинается все объектом Нестора Энгельке с вырубленной в деревянном панно, хотя скорее изрубленной Данаей. Заканчивается паровозом Юрия Шабельникова с надписью по центру – Конец, из серии «Конец фильма». И его же «обледеневшей» кинокамерой. Внимание! «Конец» – 2008 года, камера – 2007. Тут надо читать этикетки, конец фильма не самая свежая работа, так что sometimes all our thoughts are misgiving. Выставка отнюдь не комментарий к актуальным событиям, а лишь эмоциональная параллель к разным вещам. Между тем картина «Наблюдатель» Ивана Найнти, уютно устроенная в нише рядом с «Концом», выглядит там достаточно уместно.
Три экспозиционных этажа разделены тематически, на первом Игра, второй скорее эротичен, ну а третий, который заканчивается «Концом фильма», самый абстрактный, хотя в теории посвящен бинарной оппозиции «реальность – иллюзия». Самое ясное высказывание в этом смысле – восьмерка Платона Инфанте.
Есть и сквозные темы, к примеру эротика и особенно идентичность, они выстраивают переклички между этажами. Хотя, по словам куратора, сквозные тут лес и вода. Ну, и они тоже. Между тем особенно ощутимо присутствие березок – это тоже отголосок одной из выставок фонда, на которой исследовали идентичность. На балконе штора, расписанная набрызгом под строй березовых стволов (автор – Никола Овчинников, название – Лес, 1992 год), рядом картина маслом – березовый колодец (автор – Гриша, название – Перемены, 2014 год), причем несложно себе представить, что первое, угол, это увеличенный фрагмент колодца, останавливает только то, что направление стволов разное. На 3 этаже принты берез вместе с зеркалами выстроены в композицию «Тоска» Катерины Серьёзной (2018). Возвращаемся на 2 этаж – находим деревянного орла, который в определенном ракурсе выглядит как двуглавый (Антуфьев Евгений, Без названия, 2021; на самом деле один орел внутри другого).
Впрочем, из супер-актуального – инсталляция про средиземноморских беженцев. Автор – AES+F, название – Mare mediterraneum, 2018 год. хотя не прочитав экспликации, эмоциональные переклички сразу не уловишь. Но в том и соль ситуации, в которой высказывание оказывается прошитым в современное искусство. Глаз наслаждается одним, а мозг заставляют думать о другом – и вот он, диссонанс, очистительный, как катарсис.
Словом, тут довольно много всего, и лиричного, и актуального – и русалки поют, и пальто подпевают. Ощущение тревоги, которое постоянно носишь с собой, тут подкатывает, на самом деле, далеко не всегда. По крайней мере, предложено множество способов эскапизма, которому особенно способствуют керамические произведения, и не только группа фарфоровых статуэток про беженцев, но и «критские» вазы Дианы Капизовой немало тому способствуют.
New Now, суммирующая достижения фонда за 2020–2023 годы, размещена в пространстве RuAtrs Foundation. Оно спроектировано архитекторами ATRIUM и открылось в 2021 году, но для меня лично выставка стала поводом вживую рассмотреть галерею, она тоже своего рода экспонат, а не только оболочка. Нет-нет, да и выскажется, добавит свое слово в общее впечатление.
О новом доме, фасаде и интерьере RuAtrs Foundation от АБ ATRIUM – тоже вскоре расскажем.