Небольшой репортаж с фестиваля «Зодчество» 2023, сегодня он работает последний день, но успеть еще не поздно. Общее впечатление – всё как всегда, и нивелирование приемов и подходов скорее спасает, чем портит положение. Но есть нюансы; часть из них лучше уловить при личном присутствии.
Сегодня последний день работы фестиваля «Зодчество», вечером будут награждать вторую и главную часть победителей конкурса, в том числе вручать архитектурную премию Союза архитекторов, которая считается главной в стране – «Хрустальный Делал».
На фестиваль еще не поздно прийти и все посмотреть, вход свободный, место – Гостиный двор, Ильинка, Москва. Деловая программа тут.
Мы же представляем вашему вниманию небольшой фоторепортаж.
Стенд Москвы. Зодчество 2023, Гостиный двор, Москва
Зодчеству 31 год и нельзя сказать, что оно быстро меняется, скорее медленно эволюционирует. За последние годы доэволюционировало до того, что – кажется, – в Москве есть два архитектурных фестиваля, весенний и осенний, они очень похожи, оба проходят в Гостином дворе. Есть особенности: в одном чуть больше производителей, в другом чуть больше регионов, в одном архкаталог, в другом смотр-конкурс. Но в целом, особенно по ощущениям приходящего, все более-менее похоже.
По залу, в разной частотой, расставлены объекты, стенды компаний и ведомств и дискуссионные площадки. На входе нас встречают Москва и Подмосковье, за ними прячутся остальные. Кураторские проекты то крупнее, то мельче. И среди всего этого люди ходят, разговаривают, время от времени присаживаясь на какую-нибудь сессию, кто послушать, кто отдохнуть. Различия приближаются к уровню нюансов, в которые надо вглядываться или не вглядываться. Вот например можно пройти плохо стилизованные уставные буквы: их и так-то читать непросто, а в хаосе смещений особенно – да и пожалуйста. В результате такого нивелирования все фестивали получают, во-первых, базовый уровень качества и требований, в том числе к участникам, что хорошо, с другой стороны, это обратная сторона медали, становятся неотличимы или почти неотличимы. Что впрочем тоже неплохо. Кому надо, тот вглядится, – но как правило все происходит иначе, каждый находит для себя необходимое, а повторяемость намекает на вечность. Школа Старт показывает неизменно привлекательные макеты учеников – какие у нас хорошие дети! – кто-то привозит информационный проект, несколько архбюро делают симпатичные стенды, кто-то строит нечто большое, повыше.
Проект Владимира Фролова «Архикадр-I. Шедевры Красногвардейского». Зодчество 2023, Гостиный двор, Москва
Сейчас особенностями экспозиции в Гостинке мне показалось, во-первых, то, что два фестиваля-соседа, BuildSchool по школьным зданиям и BIF по интерьерам, заметно перетягивают внимание: они больше, интереснее, веселее и во многом красивее. BuildSchool собрал много хороших школ, и построек, и проектов, как в конкурсе, так и вокруг себя. Тут интересно рассматривать сами школьные здания. Среди них есть ужасно смешные, как например, проект «Полет фантазии» от бюро myE, а АрхиКредо скопировали в Красногорске спиральную форму школы, спроектированной ATRIUM для Астаны, тоже молодцы (сейчас все снялись с мест и отправились искать общий первоисточник для обоих).
Школа «Полет знаний», МО, Истринский район. Авторы проекта – мастерская архитектуры и дизайна “myE”
Планшет смотра-конкурса Buildschool, Зодчество 2023, пересняла Ю. Тарабарина
Школа на 1500 учеников, МО, Истринский район. Авторы проекта – АБ АрхиКредо
Планшет смотра-конкурса Buildschool, Зодчество 2023, пересняла Ю. Тарабарина
Есть неожиданные находки – к примеру, узнаешь, что CoopHimmelb(l)au Вольфа Прикса спроектировало в Севастополе не только известный объект, но и Академию хореографии для детей. Проект, впрочем, на планшетах не датирован.
Ну да одно из неизменных достоинств Зодчества в отличие от Арх Москвы – там можно неплохо «попастись» за материалом архитектурному, так сказать, критику. Ежегодно подбрасывают материал.
Проект Академии хореографии в Севастополе, CoopHimmelb(l)au, Метрополис
Планшет смотра-конкурса Buildschool, Зодчество 2023, пересняла Ю. Тарабарина
Проект Академии хореографии в Севастополе, CoopHimmelb(l)au, Метрополис
Планшет смотра-конкурса Buildschool, Зодчество 2023, пересняла Ю. Тарабарина
Проекты на планшетах BIF, разместившегося ближе к большому залу Форума, рассматривать как-то совершенно не хочется, возможно из-за специфики интерьерного материала. Зато отдельные стенды сделаны отлично: тут как будто и пространство лучше, организовано, и шаг выгородок, и сами высказывания крупнее, они заметно рассчитаны на зрителя: и гламурные, и гламурно-андеграундные вроде тех, которые из конструкций строительных лесов или со ржавыми молотками.
Словом, тут можно гулять довольно долго. На одном из стендов интерактив предлагает, откликаясь на тему выставки, ответить на вопросы про культурные ценности и «про завтра», – и тут вот очень интересно почитать, поскольку видно, что пишут люди с анонимном опросе. Мне, во всяком случае, попались очень хорошие ответы, и не все они показаны в последней фотографии репортажа – пойдите, почитайте. Некоторые ответы, конечно, указывают на мегабанальность мышления некоторых будущих успешных проектировщиков, но, с другой стороны, успешные профессионалы тоже нужны.