После реставрации открыта главная лестница Ленинской библиотеки и заодно показан проект фондохранилища в Химках. В небольшом фоторепортаже – результат реставрации, большие планы РГБ и контуры пока не согласованного проекта неопределенного авторства, но презентованного зрителям самими Щуко и Гельфрейхом. Можно опасаться, многие решат, что они и спроектировали новое здание.
Мраморную лестницу РГБ реставрировали с 2021 года, на днях библиотека торжественно заявила о завершении реставрации. Сообщается, что над ней работало 25 компаний и в общей сложности 3000 человек. Работа, безусловно, значительная и кропотливая, чего главная библиотека страны, она же один из заметных памятников архитектуры 1930-х, более чем достойна.
Открытие лестницы отпраздновали не только приглашением министра культуры, но и показом ролика, в котором собранные нейросетью образы Щуко и Гельфрейха рассказывают о здании и библиотеке. Советские архитекторы тридцатых отлично смотрятся на фоне императорских портретов.
Владимир Гельфрейх и Александр II. Реставрация главной лестницы РГБ, презентация 10.2023Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
В ролике наглядно объяснено: сейчас отреставрирован 3 зал, лестница и все, что над ней. Идут работы в верхнем этаже того корпуса, который вдоль Моховой. Планируется сделать намного больше, на беглый взгляд где-то еще четыре пятых от всего комплекса.
Корпуса, реставрация которых планируется. Реставрация главной лестницы РГБ, презентация 10.2023Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Этаж, с которым работают сейчас. Реставрация главной лестницы РГБ, презентация 10.2023Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Отреставрированные части. Реставрация главной лестницы РГБ, презентация 10.2023Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Гардероб убрали куда-то вправо, в отдельное помещение, кажется, там раньше был 4 зал, для тех кто без диплома. На месте гардероба выгородили стеклянными стенками что-то вроде необязательных общественных пространств, с пуфиками, витринами для выставок и мониторами.
Выгородки состоят из деревянных столбиков-гуртов с лампами в духе тридцатых, заметно пассеистических. На стеклах между ними контуры скульптур, к реставрации которых сейчас приступила РГБ. Скульптуры поместили в деревянные ящики, надо думать, силуэты временные. Потому что если постоянные, то надо бы их графику перезаказать какому-нибудь художнику. Много же интересных графических манер.
Вестибюль РГБ после реставрации, презентация 10.2023Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Вестибюль РГБ после реставрации, презентация 10.2023Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Вестибюль РГБ после реставрации, презентация 10.2023Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Библиотека заметно обновилась в техническом плане. Мало того, что уже давно есть электронный заказ, так, похоже, и контрольные листки скоро отменят. Это техническое обновление на входе подчеркнуто футуристической техникой, которая входит с каменными облицовками постконструктивизма, как и с новыми деревянными столбиками, в какие-то неожиданные отношения.
Навигационная панель на гранитной стене примостилась неожиданно, но в целом ловко, черные сияющие неоном турникеты выглядят футуристическим десантом, чьи намерения еще хочется проверить, злые они или добрые... А вот медиапанели с колонн за турникетами надо бы попросту снять.
Вестибюль РГБ после реставрации: турникеты, презентация 10.2023Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Вестибюль РГБ после реставрации: турникеты, презентация 10.2023Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Вестибюль РГБ после реставрации: турникеты, презентация 10.2023Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Вестибюль РГБ после реставрации, презентация 10.2023Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Словом, обновлять исторический интерьер непростая задача для дизайнера. И вот интересно, кто он.
Впрочем важные вещи сделаны: открыты окна, стало светлее и заметно просторнее.
К самой лестнице тоже вопросов нет: судя по всему, это кропотливая работа по восстановлению стертых ступеней и прочее, не говоря о замене коммуникаций.
Главная лестница РГБ после реставрации, презентация 10.2023Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Главная лестница РГБ после реставрации, презентация 10.2023Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Реставрация главной лестницы РГБ, презентация 10.2023Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.руРеставрация главной лестницы РГБ, презентация 10.2023Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру В ролике также удалось увидеть проект фондохранилища в Химках, которое планируется построить между зданием отдела газет и диссертаций 1973 года и Институтом культуры. Фондохранилище довольно большое и состоит из четырех, а в будущем шести, объемов, нанизанных на общую коммуникационную дугу, изогнутую вдоль двора, ориентированного на северо-восток. Серые, на вид алюминиевые, поверхности фасадов, в основном сплошные, на углах прорезаны этакими «либескиндовскими» стеклянными треугольниками.
Проект фондохранилища РГБ в Химках. Ролик с виртуальным участием Щуко и Гельфрейха. Реставрация главной лестницы РГБ, презентация 10.2023Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Проект фондохранилища РГБ в Химках. Ролик с виртуальным участием Щуко и Гельфрейха. Реставрация главной лестницы РГБ, презентация 10.2023Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Проект фондохранилища РГБ в Химках. Ролик с виртуальным участием Щуко и Гельфрейха. Реставрация главной лестницы РГБ, презентация 10.2023Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Проект фондохранилища РГБ в Химках. Ролик с виртуальным участием Щуко и Гельфрейха. Реставрация главной лестницы РГБ, презентация 10.2023Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Проект фондохранилища РГБ в Химках. Ролик с виртуальным участием Щуко и Гельфрейха. Реставрация главной лестницы РГБ, презентация 10.2023Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Проект фондохранилища РГБ в Химках. Ролик с виртуальным участием Щуко и Гельфрейха. Реставрация главной лестницы РГБ, презентация 10.2023Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Другое дело – судя по ролику с его нейро-персонажами создается острейшее ощущение, что новое фондохранилище спроектировали воскресшие Щуко и Гельфрейх.
На мой запрос об авторстве проектов приспособления, реставрации и проекта фондохранилища в Ленинке ответили, что всеми этими проектами занимался «коллектив авторов под руководством Тимофея Ивановича Щеголькова». Тимофей Щегольков – директор по эксплуатации, строительству и безопасности РГБ. Архитектурные проекты его авторства обнаружить не удалось.
И тут мы вновь сталкиваемся с эффектом анонимности, который взращивают достаточно давно: вначале в проектных институтах, затем в девелоперских компаниях, когда на вопрос об авторстве кто-нибудь из высшего менеджмента смело отвечает – мы. То ли присваивает, то ли берет на себя ответственность за все происходящее.
В данном случае к ситуации любопытным образом подключились архитекторы Щуко и Гельфрейх, которые, будучи возрождены в виртуале с помощью новых технологий, «поглотили» все другие авторские коллективы, с экрана похвалили не только свой собственный проект – но и проект реставрации, и здания в Химках. И похвалили, и презентовали, все сразу. Эффект присутствия мощнейший. И никто из присутствующих «в теле» как будто и не заметил подмены – и какие-то фантастические, в конечном счете, получились обстоятельства. Как в кино. «Три тысячи реставраторов», которые трудились над восстановлением лестницы, подключаются к произведенному впечатлению тоже очень органично, примерно как строители пирамид, их тоже было много тысяч анонимных, – получается своего рода поток, когда огромное количество людей работает «как будто бы» под руководством давно покойных Щуко и Гельфрейха, которые затем торжественно показывают результат настоящему министру.
Впрочем, проект фондохранилища, по словам представителей РГБ, пока не утвержден, хотя в ролике показан. Так что может оказаться, он будет другим. Но чей же он, вот в чем вопрос.
Относительно авторства других задач проекта реставрации нам удалось выяснить следующее. Благодарим РГБ за предоставленную информацию.
Авторы проекта реставрации: Научно-производственная компания «Профстройреставрация»; Авторский надзор: компания «Наследие»; Воссоздание интерьеров: ФАУ «Научно-производственное объединение уголовно-исполнительной системы»; Инженерные системы: Реставрационно-строительная компания «Гефест». Авторы ролика: компания «САНДЕЙ МИЛК» Василия Филатова; сотрудники РГБ Дарья Хадеева, Арина Галеева, Мария Колосова и др.
|