Станислав Горшунов, руководитель бюро; Мария Юдина, руководитель проекта; Елизавета Будько, архитектор
По результатам архитектурного рейтинга-2023 в Новосибирске «Золотой капителью» отмечен проект бюро ГОРА – пешеходный мост на Бору. В стране ежегодно строится больше сотни пешеходных мостов – что представляет собой именно этот, борский?
Автор проекта архитектор Стас Горшунов объяснил: пешеходный мост – это продолжение маршрута из центра города к воде – к реке Везлома, которая тут впадает в Волгу.
Бор стоит на левом берегу Волги, но отделен от нее заливными лугами: пассажирские суда идут на Бор по протокам Везломы, для автомобилей работал паром. Новый пешеходный мост выходит к пристани, а обзорная площадка в его завершении обращена на Везлому, на Борскую пойму. Маршрут из города к пристани – сезонный, после строительства канатной дороги и дублера Борского моста (федерального значения) добраться через Волгу в Нижний Новгород вообще – не проблема. Однако заливные луга – традиционно любимое место отдыха борчан. Семь лет назад это место внезапно отрезали от города объездной дорогой, обосновав ее строительство потребностями автомобилистов, хотя эти обоснования не всем достаточно убедительными.
Пешеходный мост в Борском Волгоречье. Фрагмент презентации
На объездной поставили у зебры светофор, но задумали и надземный переход. Сначала предлагалось сделать как в Нижнем Новгороде – неуклюжий пластиковый «трубопровод». Но на одном из обсуждений губернатор засомневался – так возникла идея эксклюзивного проекта. Если исходить только из этих фактов, и еще немного понаблюдать, как пешеходы сейчас, не поднимаясь на мост, идут к светофору, нетрудно предположить, что проект Горшунова – приятное художество, чистый симулякр.
Предположения быстро развеются – достаточно вспомнить, как яростно местные коммунисты критиковали саму идею пешеходного моста. В ответ на критику выстраивается целая цепочка доводов: благоустраивается «Борское волгоречье», которое увеличит туристическую привлекательность города и, в конце концов, вольется в некий туристический кластер. Будет ли кластер – неизвестно, в прибрежной зоне уже действуют реконструкторы: показывают что-то из истории Древнего Рима; летом открыт вейкпарк на Юрасовском озере. Были заявления о строительстве океанариума на Бору, также встреченные неоднозначно и потому скорректированные дополнением: «океанариумом с гостиницей и реабилитационным центром для детей с ДЦП». Еще одна инициатива – на берегу Везломы открыть яхт-клуб с зимним хранением и пирс для судов. Так что сейчас пешеходный мост – знак перемен в Борском волгоречье.
Этот знак действительно красив. Мост – сам по себе новая достопримечательность города, современная, эстетически безупречная, в том же ряду, что и Моховые горы – предыдущий проект бюро ГОРА на Бору.
Мост называют алюминиевым: конструкции выполнены из металла. Отделка – из лиственницы и стекла. Стеклянные фрагменты – принципиальны для города, известного, прежде всего, своим стеклозаводом.
Пешеходный мост в Борском Волгоречье. Строительство
Дерево в отделке тоже здесь не случайно – первоначальный вариант проекта предусматривал строительство деревянного моста.
Архитекторов вдохновила местная история: в середине 1930-х на Бору запустили первую в стране промышленную монорельсовую дорогу. Деревянная эстакада проходила по местности с большими перепадами рельефа, по ней доставляли на Бор лес и торф. Дорога проработала шесть лет – до полного освоения лесного массива.
Монорельс 1935 года в Борском Волгоречье
Архивная фотография: представлена АБ ГОРА
В пояснении к проекту моста написано, что на монорельсовой дороге локомотивы были двухъярусными: сверху – кабина и мотор от трактора, под площадкой – ходовая часть. Так и деревянный мост мог бы воспроизводить образ монорельса – с кафе – довеском на нижней платформе под обзорной площадкой.
Первоначальный проект деревянного моста. Пешеходный мост в Борском Волгоречье
Но не случайно на защите своего проекта в финале архитектурного рейтинга «Золотая капитель» Горшунов включил в презентацию слайд с красными фигурами Матисса – «Танец» вокруг моста.
Я решила, что это намек на высокое искусство, Стас не скромничает. Оказалось – визуализация суетливой атмосферы вокруг проекта моста, когда проявились разные интересанты.
Обсуждение долговечности, пожаро- и прочей безопасности радикально повлияли на проект. Захотелось не аллюзий на историю лесозаготовок, а что-нибудь этакое про светлое будущее. Тем более что уже шли разговоры про «нижегородский хайтек» – первый в России автомобильный мост из алюминия через реку Линду, недалеко от Бора. Так деревянный пешеходный мост перерисовали в алюминиевый.
Алюминиевые конструкции особенно хорошо видны при взгляде снизу на консоль смотровой площадки. Пешеходный мост в Борском Волгоречье
Дерево в его отделке переходит и в вертикали кафе «Волгоречье» – оно не висит под мостом, а стоит в начале подъема на мост, рядом со скейтпарком. Вся территория благоустроена по единому проекту – до площади Георгия Победоносца: дорожки, малые формы, площадки. Прогулочная зона протянется и в другую сторону за мост – до канатной дороги.
Мост высоко оценило не только жюри «Золотой капители» в Новосибирске, но и нижегородцы, откровенно завидуя городу-спутнику. Конечно, не стоит ждать, что лифт для маломобильных граждан работает. Или что вокруг – ни окурков, ни мусора на берегу. Но качество выполненных работ на мосту и вблизи – образцовое.
Вблизи – принципиальное уточнение. Местные называют Бор большой деревней, и отчасти это справедливо – общественное здесь дробится на частные интересы в общие редко соединяется. Хотя подчас соединяется – к примеру, вот, строят музей Сталина. А Мухинское озеро – главный миф и основа города – благоустроили до полной утраты всего живого. Металлическую конструкцию – фрагмент того же павильона 1896 года, часть которого сохранилась на нижегородской Стрелке, сдали, хотя и знали про историю происхождения этой железяки. Юрасовское озеро (где открыли пляж и вейкпарк) теперь – в кольце дорог, летом этого года Роспотребнадзор признал его . Историческое деревянное здание станции «Моховые горы» отреставрировали до неузнаваемости, превратив в пивной магазин. А в Волгоречье, напротив нового кафе – через дорогу – где еще стоят руины какого-то мелкого производства, вырос гигантский объем без окон и, кажется, без дверей. Говорят, кто-то построил эллинг. Но не говорят, почему кто-то разрешил построить такое. Впрочем, и к благоустройству Волгоречья есть вопросы: кто дает гарантию на чахлые маломеры, выданные за озеленение?
Поскольку значение моста для города Бор пока трудно измерить, а в знаки не всякий верит, предлагаю оценивать его как арт-объект. В нем есть все: выверенность пропорций и разбег линий. Теплота и отстраненность. Традиционный материал и новация. Он уместен, комфортен, притом – самодостаточен. Небанален и лишен избыточной декоративности. Помимо возможности движения вверх-вниз, вдоль и даже поперек, акцентирует ощущение подвешенности, зависания. И если этот мост символизирует что-то, то – попытку разглядеть перспективу: Нижний ли Новгород за рекой или другие дали. Он инсталлирован в Волгоречье для ментальной перезагрузки.