Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Представляем вторую часть подборки комментариев членов экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 о том, что такое инновации в интерьерном дизайне общественных пространств, где пролегает граница между интерьером и экстерьером и как проектировать объекты, меняющие пользовательские алгоритмы. Предыдущий материал читайте здесь.
Технологии и экологичность
Дарья Воробьева, главный редактор журнала и руководитель АБ Dom&Интерьер
Инновационный дизайн для меня – это использование новейших материалов, применение новых технических разработок и устройств для комфортного пребывания человека в созданном пространстве. Каждый день человечество генерирует новые идеи и находит новые возможности для увеличения степени комфорта нахождения человека в обновляемом пространстве. Именно в общественных интерьерах, как правило, эти технологии применяются впервые.
Пример: Спортивный комплекс Surf Brothers Skolkovo Комментарий из описания проекта: Сердце клуба – искусственная волна для серфинга с переменной мощностью и высотой до двух метров. Воду в бассейне приводит в движение специально сконструированное насосное оборудование, российская запатентованная разработка ГК Surf Brothers, благодаря которой компания стала резидентом технопарка «Сколково». Управлять волной можно с планшета: изменять ее скорость, глубину и высоту, подстраиваясь под новичков и опытных спортсменов. Бассейн также позволяет оттачивать технику гребли в противотоке, поэтому подходит для тренировки сапсерферов и триатлетов.
Инновация – это не только про продукт, но и про работу с ним. Для нас очень важно внедрять новые решения: мы перерабатываем природное сырье, и создаем новые продукты, на всех этапах стараясь сократить воздействие на окружающую среду. Для контроля экологического воздействия на производственных площадках осуществляется производственный экологический контроль. И благодаря тщательной работе в этом направлении, мы получили Экологическую декларацию продукции (EPD), которая демонстрирует экологические показатели выпускаемых материалов на всех этапах жизненного цикла, от выбора сырья до утилизации.
Неповторимый опыт
Юлия Зинкевич, генеральный директор агентства «Правила общения», специалист по развитию территорий и формированию сообществ
У меня слово «инновационный» ассоциируется с чувством удивления: «а что, так можно было?», «надо же, как додумались». То есть для меня это всегда какая-то такая уникальная мысль, идея, обладающая самоценностью, а в перспективе, если она приживается, то и шансом перевернуть мир.
Из всех инноваций в общественных пространствах, которые произвели на меня сильное впечатление, могу отметить появление выделенных приватных зон, нередко со звукоизоляцией, для разговора по телефону или беседы тет-а-тет. Причем, такие комнаты можно использовать и как место, где можно дать волю эмоциям, покричать, чтобы выпустить стресс, когда нет рядом спортивного зала и боксерских перчаток, не боясь излишнего внимания. Такой пример «анти-общественного» интерьера показывает, насколько ценной для нас сейчас является приватность и возможности хотя бы несколько минут провести наедине с собой.
Пример: спектакль «24 минуты» на выставке в «Мира центре» в Суздале. Ты просто сидишь в шкафу в наушниках и, открывая ящики шкафа, слушаешь различные аудиодорожки, которые вызывают у тебя какие-то мысли и чувства. Современное общественное пространство может и должно быть не слишком общественным, чтобы там нашлось место и для одного конкретного человека, который имеет право на уединение.
Владислав Савинкин, архитектор, руководитель профиля «Архитектурная среда и дизайн» Института бизнеса и дизайна, доцент МАРХИ
Главной отличительной особенностью инновационности лично для меня является неповторимость, уникальность ощущений. Мы ищем новых впечатлений, и сфера экстерьерного и интерьерного дизайна – не исключение. Особенно для общественных интерьеров, в которых мы проводим достаточно много времени, причем наиболее активного, деятельного.
Если говорить о профессиональном восприятии и оценке пространств, то нельзя не обратить внимания на то, что тот или иной интерьер дает тебе в интеллектуальном плане, какие знания, какой опыт ты получаешь, находясь в нем. Все остальное – формальные критерии и требования, которые неизбежны при работе с общественными интерьерами. Они никогда не перевесят значения этого смыслового и эмоционального сверх-качества пространства. Тем не менее, необходимо о них помнить и в качестве такой импровизированной «шпаргалки», я распределил основные инновационные приемы на две группы: технологические (безопасная среда) и эстетические (декоративные приемы).
Пример: Торговый центр Veer Mall Комментарий из описания проекта: Благодаря стеклянной кровле открытое общественное пространство торгового центра меняется в течение дня, отражая состояние природной среды. Геометрия фасада позволила сохранить игру света и в пасмурные дни. Местом притяжения стали просторные двух- и трехуровневые атриумы со стеклянным декоративным мостом и амфитеатром. Большое внимание уделили декоративным решениям потолков и отделке эскалаторов на нижнем торговом уровне.
Наиля Зиннатуллина, директор Фонда «Институт развития городов Республики Татарстан»
Под инновациями чаще всего понимается техническая, инженерная и цифровая, оснащенность здания, а также использование энергосберегающих технологий. Но как показывает опыт, эти безусловно важные элементы современных зданий не гарантируют людям, находящимся в таких пространствах, комфорта и творческого подъема. Например, наша команда занимает часть IT-парка, расположенного в бывших строениях фабрики «Спартак», по праву считающегося самым высокотехнологичным зданием в Республике Татарстан. Но созданная планировочная структура и подход к оформлению помещений недостаточно гибкие и комфортные, чтобы можно было выстраивать работу творческого, несистемного коллектива так, как нам бы хотелось. Здесь работают представители креативных индустрий, чья задача – создавать продукт интеллектуального труда, и для них необходима более живая и трансформируемая среда. Тем не менее, мы видим, что этот опыт стал безусловной инновацией для Республики и, при разработке следующих проектов многофункциональных центров, он будет учтен и развит.
Пример: Реконструкция Национальной библиотеки Татарстана Неудивительно, что этот проект вышел в финал премии IPI Award 2022 года. Архитекторы бюро ХОРА смогли создать максимально гибкое, комфортное и дружелюбное пространство. Здание, которое заняла Национальная библиотека, – один из ярких примеров советского модернизма в Казани. Архитекторы деликатно реконструировали его, отдав дань татарской архитектуре. Интерьеры же библиотеки современны и демократичны, в отделке используется естественная текстура бетона, металла и стекла. Для ощущения уюта использована мягкая мебель спокойных цветов и локальное освещение.
Тотальный дизайн
Евгения Репина, архитектор, преподаватель Школы дизайна РАНХиГС и кафедры «Архитектура» МГСУ
В современных условиях инновационным (и актуальным) могут стать новые требования безопасности, например, возможность моментальной эвакуации в случае катастрофы. Вторым фактором я бы могла назвать сквозное присутствие архитектора в интерьере, а не выделение интерьера как отдельной типологической задачи, как встроенных декораций внутри «архитектурной инфраструктуры». Впрочем, это не совсем инновация, а возвращение к традиционному для нового времени представлению о тотальном дизайне или гезамткунстверке как специальной профессиональной задаче. Но и задача с «декорациями» может быть вполне релевантной, если она так и осмыслена, то есть отчетливо разделены сущности: «архитектура» и «интерьер», где архитектура – инвариантная форма, а интерьер – изменчивая декорация или сценография или перформанс внутри нее, что также соответствовало бы изменчивой природе общественной жизни. Наличие понимания этого разделения – архитектура и дизайн – дает тонкое присутствие и тогда у дизайнера интерьера возникает ясная субъектная, автономная позиция. И возникает культурный диалог между автором архитектуры и автором интерьера, если уж современность решила разделить эти голоса, и тогда автор интерьера перестает «украшать» архитектуру, и ценность его проекта возрастает.
Пример: Образовательный комплекс «Точка будущего» Комментарий из описания проекта: В фокусе архитектурной концепции – гибкое сочетание собственной инициативы учащихся, их любознательности, учебы и игры, с организованными школой мероприятиями, чувством безопасности и заботы. Форма круга выражает идею объединяющего сообщества, а его центр становится узловой точкой и получает особый статус и акцент. Концептуальное решение «Умной школы» в Иркутске – это богатая образовательная среда с плавным переходом между внутренним и внешним пространствами. Школьная жизнь будет протекать не только в специально выделенных помещениях, но и в открытых зонах внутри и вокруг зданий.