В Лефортове открылась выставка, посвященная истории проектирования московских кольцевых трасс. В ней 2 главные темы: одна ностальгическая – воспоминание о защите палат Щербакова, развернувшей московское градостроительство вместе со страной, другая – исследование истории проектирования больших московских трасс. Есть новые материалы, в которые надо вникнуть, если хочется понимать историю города.
Все знают, что радиально-кольцевая планировка, унаследованная Москвой от ее средневековой предыстории, – это большая транспортная проблема, попытки ее решения насчитывают лет примерно сто и все довольно запутано. А вот исследований истории этих решений, пожалуй, еще не было. Выставка «Кольца Лефортова» в Музее истории Лефортова – именно такое исследование, может быть, его часть или его начало.
Выставка «Кольца Лефортова» в Музее истории Лефортова, 2023Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
У нее две особенности: выставка просветительская, то есть подлинников на ней нет, но сделана по результатам новых открытий и поэтому здесь встречаются малоизвестные карты и схемы. Например, можно увидеть, как на копии схемы 1973 года из архива Игоря Бахирева, показывающей планы строительства скоростных хорд, центральная часть которых превратилась потом в ТТК, и обозначающей 29 проблемных точек такого строительства, уже к 1980 году оказались «подчищены» трассы магистралей – они столкнулись с реальностью и оказались невозможны.
Схема из архива Бахирева – справа. Выставка «Кольца Лефортова» в Музее истории Лефортова, 2023Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Одна из главных точек на той схеме – Госпитальный вал, и выставка – она неслучайно в Лефортово. Именно там в 1987 году случилась небезвестная защита палат Щербакова и Вдовьих домов от строительства трассы Третьего кольца: тогда люди, кажется впервые за очень долгое время, позволили себе сидеть в доме XVIII века ради того, чтобы его не снесли, и писать на стенах о ценности домов без охранного статуса. Защита стала поворотным моментом как в истории развития российского градозащитного движения – так и в истории строительства столичных магистралей. Именно после нее, реагируя на протесты против сносов, московские градостроители закупили иностранное оборудование для прокладки тоннелей закрытым способом и построили большую и глубокую трассу Лефортовского тоннеля от «Серпа и молота» (ныне ЖК «Символ») до Бакунинской.
На выставке показывают макеты механизмов-копателей – немецкого и канадского, правда, не вполне тех самых, а закупленных позднее для строительства метро, причем канадская машина в России была впервые использована для строительства эскалаторов, то есть копала по диагонали сверху вниз. Еще одна редкость, связанная с Лефортовской историей – 6 альтернативных планов строительства туннеля вдоль Вдовьих домов. Ни один из них не пошел в работу, туннель выкопали правее под парком.
Выставка «Кольца Лефортова» в Музее истории Лефортова, 2023Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка «Кольца Лефортова» в Музее истории Лефортова, 2023Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка «Кольца Лефортова» в Музее истории Лефортова, 2023Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Там же показывают одежду строителей метро и проекты новых ТПУ, подлинную металлическую букву «М» из тех, что стояли над подземными переходами, отбойные молотки и бетоноукладчики, даже каски-реликвии с надписями Лужков Ю.М. и Ресин ВИ – ну, для тех, кто поклоняется. На кульмане из Политехнического музея – чертеж с проектом памятника кольцам, который стоит на площади перед ТПУ «Нижегородская» и был сделан очевидно не на кульмане. Но это – фактура, дополняющая основной рассказ.
Выставка «Кольца Лефортова» в Музее истории Лефортова, 2023Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка «Кольца Лефортова» в Музее истории Лефортова, 2023Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка «Кольца Лефортова» в Музее истории Лефортова, 2023Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка «Кольца Лефортова» в Музее истории Лефортова, 2023Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Самое интересное, но и самое сложное для восприятия – схемы разного времени. Они позволяют изучить дореволюционные планы строительства метро, осознать, что части колец МЦК и БКЛ проходят по разным исходным трассам. Или усвоить, что в 1960-е существовал план строительства кольца примерно посередине между Садовым и будущим ТТК – перемещенные пешеходные мосты отмечают места пересечения его запланированной, но нереализованной, трассы с Москвой-рекой. Или оценить предвидение «протуберанца» Новой Москвы в планах двух полуколец вместо одного кольца в 1989 году. Схем достаточно, на выставку можно прийти хотя бы для того, чтобы щелкнуть их на телефон и потом в спокойной обстановке разбираться с проектами и реальностью.
Количество нереализованных планов зашкаливает, но только здесь можно начать разбираться с конкретикой, пытаясь структурировать смутную идею о том, что мегапроекты московского транспорта восходят к давним планам. На выставке объясняют – каким именно планам и как они развивались, в этом есть ценность.
Выставка «Кольца Лефортова» в Музее истории Лефортова, 2023Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Строго говоря, требуются разъяснения: конечно, подписи и комментарии есть, но материал настолько «плотный», что сразу не получается его усвоить. Хочется схем, мульфильмов с инфографикой – всего того, чем испорчен современный зритель. Не исключено, что все это когда-нибудь случится, все же история развития московского транспорта в XX, а особенно в XXI веке тема нельзя сказать чтобы кабинетная, даже напротив, очень ресурсоемкая: страшно подумать, сколько денег было вложено за последние 10 лет в его строительство, можно что-то вложить и в презентацию исторического исследования. Исследование, впрочем, развивается, осенью кураторы обещают реэкспозицию, а до того – выступления архитекторов московского МЦК и метро Тимура Башкаев и Леонида Борзенкова, руководителя транспортного центра Института Генплана Москвы Татьяны Сигаевой, которая еще в 1980-е годы занималась темой Лефортовского тоннеля, и других. Да и на постоянную экспозицию музея зайти имеет смысл. Лаконично-экомичный, деловой дизайн выставки предложен архитектором Ксенией Голиковой. Кураторы – историк Александр Змеул и директор Музея истории Лефортово Наталия Смолянинова.
|