«Хоббика» производит малые архитектурные формы с 2008 года. Директор компании Максим Артеменко рассказал Архи.ру о пути от гаража до металло- и деревообрабатывающего цехов, сотрудничестве с архитекторами, а также о последних трендах. Все популярнее становятся авторские и крупные формы – беседки и навесы, а на подходе скамейки и урны, собирающие статистику.
Архи.ру:
Одно из важных преимуществ «Хоббики» – полный цикл производства и независимость от импорта. Расскажите, как вы к этому шли?
Максим Артеменко:
Мы начинали с гаража. Хотя прежде стоит сказать, что до 2008 года основной деятельностью «Хоббики» был импорт мебели из Германии. Параллельно мы торговали садово-парковым оборудованием – тогда как раз начал зарождаться интерес к благоустройству в России. В кризисный 2008 год импорт сильно «провалился», и мы внутри компании стали все больше внимания уделять направлению благоустройства. Взяли сварщика, маленький ангарчик, потихоньку делали продукты и брали заказы, частично закупая МАФы у партнеров в России. И вот случился первый крупный заказ от парка имени Горького. После того как поставщики отказали нам в скидке, мы решились выполнить заказ полностью своими силами. И все получилось. Мы отказались от импорта, перенаправив средства на производство, и начали развиваться.
Дальше появилась необходимость в диверсификации производства. Например, что-то мы красили на аутсорсе, но понимали, что лучше иметь собственное оборудование. Сейчас у «Хоббики» три крупных предприятия. Основное – цех металлообработки в Электростали. Второе – деревообрабатывающее предприятие в Глазове, в 200 километрах от Ижевска. В Удмуртии мы получаем бревно, пилим, сушим, профилируем, а затем отправляем на производство в Электросталь. Совсем недавно мы приобрели предприятие по производству детских площадок из бревна в Ростове-на-Дону. Также у нас был литейный цех, от которого мы в итоге отказались: он был небольшой и не удовлетворял все наши потребности. Мы сами делаем модели для литья чугуна и алюминия, а затем размещаем заказ на больших металлургических заводах.
Вы поставляли оборудование для олимпийского Сочи и Сколково. Какие еще знаковые проекты можете назвать?
Один из важных проектов – ВДНХ. Для них мы делали копию старой скамейки со сложным и красивым чугунным литьем. Для Красной поляны разрабатывали стили – например, на скамейках в литье написано «Роза Хутор». Для Александровского сада в Кремле делали скамейки, фонари, урны, чугунное литье. На так давно мы завершили поставку для парка «Ривьера» в Сочи. А вообще для нас важен каждый проект и продукт – благодаря благоустройству парк, улица, двор становятся лучше.
В каких городах и странах у «Хоббики» есть представительства?
Представительства есть в восьми городах России, а в Москве, Санкт-Петербурге и Ижевске располагаются главные офисы. Мы также поставляем оборудование в страны СНГ – Казахстан, Туркмению, Киргизстан. Раньше были отправки и в Европу – Германию, Чехию, Латвию, Польшу.
У «Хоббики» впечатляющий ассортимент. Расскажите, как приходит решение о запуске новой линейки?
У нас есть своя сезонность. С марта по декабрь мы работаем над заказами, а в январе и феврале подводим итоги года, работаем над маркетингом и ассортиментом. Все ненужное – что плохо продается или слишком дорого стоит – убираем. Параллельно штат конструкторов и дизайнеров мониторит тренды в благоустройстве. Мы выбираем, какие продукты внедрить и выстраиваем линию развития на предстоящий год.
Наши собственные тренды стали настолько влиятельны, что на Европу можно уже не смотреть. Жилые комплексы проектируют и выбирают современную красивую мебель, которая сильно отличается от той, что была раньше. Соответственно, на ассортимент влияют заказы застройщиков. Также мы сотрудничаем со сторонними дизайнерами и архитекторами, которые, ориентируясь на мировой опыт, делают уникальные вещи. С некоторыми запускаем разработку в серийное производство, выплачиваем royalty.
Как строится работа с архитекторами, которые хотят получить МАФ по индивидуальному проекту?
Прежде всего, мы консультируем архитекторов, чтобы нарисованный проект был реалистичным и его можно было реализовать. Например, видим замысловатую форму и рассказываем, что спираль должна быть более вытянутой, поскольку других вариантов произвести ее при существующем оборудовании нет.
Также мы объясняем, как оптимизировать проект: конструкторское бюро дает консультацию по узлам, креплениям, длине пролета дерева или металла. Узлы часто можно сделать проще и технологичнее.
Когда проект утвержден и архитекторы получили заказ, мы готовы запускать его в производство.
Практически весь ассортимент у нас продублирован в библиотеке BIM-моделей. Архитекторы могут свободно использовать модели в своих проектах – в них заложена вся информация по размерам, материалам, цене. Скачать их в карточке товара.
Как меняется запрос на благоустройство, что становится популярнее?
Все популярнее становятся крупные МАФы – беседки, перголы, ротонды, теневые навесы, параметрические скамейки. Лет пять назад в основном поставлялась продукция серийного производства, то есть те позиции, что есть на сайте. Сегодня все больше индивидуальных проектов. Между девелоперскими компаниями высока конкуренция, в том числе в проектах благоустройства: чем комфортнее среда, тем больше шансов, что выберут их жилой комплекс. Эта конкуренция повышает количество и качество индивидуальных проектов.
Беседка для размещения шахматных столов в ЖК Прокшино
Можно ли сказать, что муниципалы предпочитают кованые лавочки, а девелоперы и архитекторы – минимализм, или такой корреляции нет?
Основное отличие в том, что муниципальные заказы предполагают меньше индивидуальных проектов, все-таки при массовом благоустройстве неизбежна стандартизация. Тем не менее в таких заказах появляется все больше детских площадок, сделанных по индивидуальному проекту.
Крупные города вроде Казани, Владивостока, Новосибирска догоняют Москву и Петербург по трендам, появляется больше индивидуальных проектов. Но в маленьких городах и поселках разница ощутимая, пока что основной критерий выбора – не качество материала или дизайн, а цена.
Недавно «Хоббика» представила умные скамейки и урны. Для чего транслировать на скамейку прогноз погоды, когда у нас есть смартфоны?
С этой линейкой мебели мы участвовали в нескольких выставках и видели большой интерес у архитекторов, чиновников и обычных посетителей.
Трансляция пробок, погоды, состояния воздуха и другой общедоступной информации – это только одна из функций. Взаимодействие с экраном дает много возможностей: на скамейке можно рисовать, играть в простые игры вроде «Марио» или тетриса, размещать рекламу. Можно отправлять с помощью приложения сообщения: например, гуляешь по парку с девушкой, и заранее пишешь на скамейке стихи. Значительную часть суток скамейка не используется, просто стоит, а мы превращаем ее в дополнительную многофункциональную площадь, предлагаем способы монетизации.
Еще одна важная опция – это сбор данных. Например, с помощью лазерных датчиков урны могут показывать уровень наполнения и передавать сигнал, что пора их опорожнить. Можно собирать статистику: в какое время урна наполняется быстрее всего, когда наиболее востребована скамейка, как долго ее используют. Все это может быть полезно для развития той территории, где сделано благоустройство.