Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

24.05.2023

МАФы «Хоббики»: от чугунных до умных

Алёна Кузнецова
Мастерская:
Хоббика

«Хоббика» производит малые архитектурные формы с 2008 года. Директор компании Максим Артеменко рассказал Архи.ру о пути от гаража до металло- и деревообрабатывающего цехов, сотрудничестве с архитекторами, а также о последних трендах. Все популярнее становятся авторские и крупные формы – беседки и навесы, а на подходе скамейки и урны, собирающие статистику.

Архи.ру:
Одно из важных преимуществ «Хоббики» – полный цикл производства и независимость от импорта. Расскажите, как вы к этому шли?


Максим Артеменко: 
Мы начинали с гаража. Хотя прежде стоит сказать, что до 2008 года основной деятельностью «Хоббики» был импорт мебели из Германии. Параллельно мы торговали садово-парковым оборудованием – тогда как раз начал зарождаться интерес к благоустройству в России. В кризисный 2008 год импорт сильно «провалился», и мы внутри компании стали все больше внимания уделять направлению благоустройства. Взяли сварщика, маленький ангарчик, потихоньку делали продукты и брали заказы, частично закупая МАФы у партнеров в России. И вот случился первый крупный заказ от парка имени Горького. После того как поставщики отказали нам в скидке, мы решились выполнить заказ полностью своими силами. И все получилось. Мы отказались от импорта, перенаправив средства на производство, и начали развиваться. 
© Изображение предоставлено компанией «Хоббика»
Парк имени Горького
Парк имени Горького
© Фотография предоставлена компанией «Хоббика»

Дальше появилась необходимость в диверсификации производства. Например, что-то мы красили на аутсорсе, но понимали, что лучше иметь собственное оборудование. Сейчас у «Хоббики» три крупных предприятия. Основное – цех металлообработки в Электростали. Второе – деревообрабатывающее предприятие в Глазове, в 200 километрах от Ижевска. В Удмуртии мы получаем бревно, пилим, сушим, профилируем, а затем отправляем на производство в Электросталь. Совсем недавно мы приобрели предприятие по производству детских площадок из бревна в Ростове-на-Дону. Также у нас был литейный цех, от которого мы в итоге отказались: он был небольшой и не удовлетворял все наши потребности. Мы сами делаем модели для литья чугуна и алюминия, а затем размещаем заказ на больших металлургических заводах. 
 © Фотография предоставлена компанией «Хоббика»
© Фотография предоставлена компанией «Хоббика»
 © Фотография предоставлена компанией «Хоббика»
© Фотография предоставлена компанией «Хоббика»
 © Фотография предоставлена компанией «Хоббика»
© Фотография предоставлена компанией «Хоббика»
 © Фотография предоставлена компанией «Хоббика»
© Фотография предоставлена компанией «Хоббика»
 © Фотография предоставлена компанией «Хоббика»
© Фотография предоставлена компанией «Хоббика»

Вы поставляли оборудование для олимпийского Сочи и Сколково. Какие еще знаковые проекты можете назвать?

Один из важных проектов – ВДНХ. Для них мы делали копию старой скамейки со сложным и красивым чугунным литьем. Для Красной поляны разрабатывали стили – например, на скамейках в литье написано «Роза Хутор». Для Александровского сада в Кремле делали скамейки, фонари, урны, чугунное литье. На так давно мы завершили поставку для парка «Ривьера» в Сочи. А вообще для нас важен каждый проект и продукт – благодаря благоустройству парк, улица, двор становятся лучше.
Скамейка чугунная «ВДНХ»
Скамейка чугунная «ВДНХ»
© Фотография предоставлена компанией «Хоббика»
Парк «Ривьера» в Сочи
Парк «Ривьера» в Сочи
© Фотография предоставлена компанией «Хоббика»
Благоустройство «Сколково»
Благоустройство «Сколково»
© Фотография предоставлена компанией «Хоббика»


В каких городах и странах у «Хоббики» есть представительства? 

Представительства есть в восьми городах России, а в Москве, Санкт-Петербурге и Ижевске располагаются главные офисы. Мы также поставляем оборудование в страны СНГ – Казахстан, Туркмению, Киргизстан. Раньше были отправки и в Европу – Германию, Чехию, Латвию, Польшу. 

У «Хоббики» впечатляющий ассортимент. Расскажите, как приходит решение о запуске новой линейки? 

У нас есть своя сезонность. С марта по декабрь мы работаем над заказами, а в январе и феврале подводим итоги года, работаем над маркетингом и ассортиментом. Все ненужное – что плохо продается или слишком дорого стоит – убираем. Параллельно штат конструкторов и дизайнеров мониторит тренды в благоустройстве. Мы выбираем, какие продукты внедрить и выстраиваем линию развития на предстоящий год.
Качели в ЖК Скандинавия
Качели в ЖК Скандинавия
© Фотография предоставлена компанией «Хоббика»

Наши собственные тренды стали настолько влиятельны, что на Европу можно уже не смотреть. Жилые комплексы проектируют и выбирают современную красивую мебель, которая сильно отличается от той, что была раньше. Соответственно, на ассортимент влияют заказы застройщиков. Также мы сотрудничаем со сторонними дизайнерами и архитекторами, которые, ориентируясь на мировой опыт, делают уникальные вещи. С некоторыми запускаем разработку в серийное производство, выплачиваем royalty. 
ЖК Прокшино
ЖК Прокшино
© Фотография предоставлена компанией «Хоббика»

Как строится работа с архитекторами, которые хотят получить МАФ по индивидуальному проекту?

Прежде всего, мы консультируем архитекторов, чтобы нарисованный проект был реалистичным и его можно было реализовать. Например, видим замысловатую форму и рассказываем, что спираль должна быть более вытянутой, поскольку других вариантов произвести ее при существующем оборудовании нет. 

Также мы объясняем, как оптимизировать проект: конструкторское бюро дает консультацию по узлам, креплениям, длине пролета дерева или металла. Узлы часто можно сделать проще и технологичнее. 

Когда проект утвержден и архитекторы получили заказ, мы готовы запускать его в производство.
© Фотография предоставлена компанией «Хоббика»

Как еще «Хоббика» помогает архитекторам? 

Практически весь ассортимент у нас продублирован в библиотеке BIM-моделей. Архитекторы могут свободно использовать модели в своих проектах – в них заложена вся информация по размерам, материалам, цене. Скачать их в карточке товара.

Как меняется запрос на благоустройство, что становится популярнее?

Все популярнее становятся крупные МАФы – беседки, перголы, ротонды, теневые навесы, параметрические скамейки. Лет пять назад в основном поставлялась продукция серийного производства, то есть те позиции, что есть на сайте. Сегодня все больше индивидуальных проектов. Между девелоперскими компаниями высока конкуренция, в том числе в проектах благоустройства: чем комфортнее среда, тем больше шансов, что выберут их жилой комплекс. Эта конкуренция повышает количество и качество индивидуальных проектов.
Беседка для размещения шахматных столов в ЖК Прокшино
Беседка для размещения шахматных столов в ЖК Прокшино
© Фотография предоставлена компанией «Хоббика»
Качели в ЖК Прокшино
Качели в ЖК Прокшино
© Фотография предоставлена компанией «Хоббика»
 Беседка «Листопад»
Беседка «Листопад»
© Фотография предоставлена компанией «Хоббика»

Можно ли сказать, что муниципалы предпочитают кованые лавочки, а девелоперы и архитекторы – минимализм, или такой корреляции нет?

Основное отличие в том, что муниципальные заказы предполагают меньше индивидуальных проектов, все-таки при массовом благоустройстве неизбежна стандартизация. Тем не менее в таких заказах появляется все больше детских площадок, сделанных по индивидуальному проекту.
Игровой комплекс «HARDWOOD»
Игровой комплекс «HARDWOOD»
© Фотография предоставлена компанией «Хоббика»

Есть ли специфика в работе с регионами?

Крупные города вроде Казани, Владивостока, Новосибирска догоняют Москву и Петербург по трендам, появляется больше индивидуальных проектов. Но в маленьких городах и поселках разница ощутимая, пока что основной критерий выбора – не качество материала или дизайн, а цена. 
Скамейка стальная «София» без подлокотников
Скамейка стальная «София» без подлокотников
© Фотография предоставлена компанией «Хоббика»
© Фотография предоставлена компанией «Хоббика»

Недавно «Хоббика» представила умные скамейки и урны. Для чего транслировать на скамейку прогноз погоды, когда у нас есть смартфоны?

С этой линейкой мебели мы участвовали в нескольких выставках и видели большой интерес у архитекторов, чиновников и обычных посетителей.

Трансляция пробок, погоды, состояния воздуха и другой общедоступной информации – это только одна из функций. Взаимодействие с экраном дает много возможностей: на скамейке можно рисовать, играть в простые игры вроде «Марио» или тетриса, размещать рекламу. Можно отправлять с помощью приложения сообщения: например, гуляешь по парку с девушкой, и заранее пишешь на скамейке стихи. Значительную часть суток скамейка не используется, просто стоит, а мы превращаем ее в дополнительную многофункциональную площадь, предлагаем способы монетизации. 
 Умная скамейка. Смартчейн версия 3.0 Артикул: 15206
Умная скамейка. Смартчейн версия 3.0 Артикул: 15206
© Фотография предоставлена компанией «Хоббика»
 Умная скамейка. Смартчейн версия 3.0 Артикул: 15206
Умная скамейка. Смартчейн версия 3.0 Артикул: 15206
© Фотография предоставлена компанией «Хоббика»
 
Еще одна важная опция – это сбор данных. Например, с помощью лазерных датчиков урны могут показывать уровень наполнения и передавать сигнал, что пора их опорожнить. Можно собирать статистику: в какое время урна наполняется быстрее всего, когда наиболее востребована скамейка, как долго ее используют. Все это может быть полезно для развития той территории, где сделано благоустройство. 
Умная урна Смартчейн версия 1.0
Умная урна Смартчейн версия 1.0
© Фотография предоставлена компанией «Хоббика»
беседовала: Алёна Кузнецова