В Аптекарском приказе Музея архитектуры открыта выставка «Простой карандаш», приуроченная к 100-летию постановления об организации Соловецкого лагеря особого назначения.
Выставка довольно объемная, хотя посвящена, в сущности всего одной книге. Музей ГУЛАГа и Фонд Памяти исследовал и издал тетради рисунков и заметок, составленные в 1934 году двумя узниками Соловков, иркутским юристом и краеведом Пантелеймоном Казариновым и инженером-изобретателем из Херсона Александром Евневичем. Оба были арестованы по сфабрикованным делам о контрреволюционных организациях в начале 1933 года, а в лагере занимались обследованием и фиксацией памятников. Расстреляны как «антисоветские элементы» в 1937 году.
Выставка «Простой карандаш», Музей архитектуры, 05.2023
Увы, материалы двух первых экспедиций Казаринова и Евневича не сохранились (а ведь там они описали 11 тысяч объектов), поэтому данных, интересных для историка древнерусской архитектуры, на выставке нет – разве что гигантский кирпич Преображенского собора 1560-х годов из фондов музея: он больше большемерного, 33х18х7, на материке таких, кажется, не делали…
Выставка «Простой карандаш», Музей архитектуры, 05.2023
Зато на выставке можно наблюдать изображения и описания многих, в основном поздних (исключая лабиринты), объектов, расположенных на островах, часовни, кресты, деревянные дома – последние, в основном, не сохранились, отчего свидетельство приобретает бОльшую ценность. Можно сравнивать рисунки «двух рук»: сразу замечаешь, что разночинец Казаринов рисовал не очень хорошо, но старательно, а дворянин Евневич профессионально. Тетради дополняет альбом постановочных фотографий лагеря, который планировался как образцовое место перевоспитания «элементов» и видеоролики. Выставка очень фиксационная, спокойная, архивная, исследовательская. Эмоции в глазах смотрящего. А вывод, веротяно, один: в любой непонятной ситуации – исследуй и анализируй. Составляй архив. Вдруг пригодится.
Выставка «Простой карандаш», Музей архитектуры, 05.2023