Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

26.04.2023

Собиратель

Юлия Тарабарина

Умер Игорь Киселев. Реставратор и автор многих книг – справочников по архитектурным деталям и элементам зданий, очень полезных и хорошо известных специалистам.

Игорь Андреевич Киселев был реставратором, работал с московскими палатами XVII и XVIII века, фиксировал застройку, в 1970-е – 1980-е предназначенную к сносу, много работал с московским классицизмом первой половины XIX века, в том числе около десяти лет в НИПМ, будущем ЦНРПМ. Затем работал в Спецпроектреставрации над методичками. 

И так получилось, что именно он написал и издал 27 книг, которые теперь совершенно незаменимы для реставраторов и историков. Это справочники-компендиумы, в них, на основе реставрационных данных, собрана и обобщена информация об элементах исторических зданий, характерных для разных эпох, в основном XVIII–XIX веков. Началось все с книги о датировке кирпичных кладок, ее еще часто называют книгой о клеймах, изданной в 1986 году. Я ее помню то ли в самиздате, то ли в фотокопии, которую мы изучали в обществе защиты Немецкой слободы, уже тогда в наших глазах это была знаменитая и очень полезная книга. Она сейчас полезная, два раза переиздана. Потом были окна, печи, обои, карнизы, паркет, словарь терминов XVIII – XIX века, – все во многом на материале московского классицизма.

Нельзя, конечно, сказать, что в его книгах учтены абсолютно все детали – вариаций очень много и всегда найдутся исключения, но большой материал из тех, что обычно остаются «под спудом», а то и теряются, увы, вместе с реставрационными отчетами, там обобщен и превращен в справочник. 

Игорь Киселев
Игорь Киселев
Фотография: Виталий Царин

Такая работа по систематизации – специфическая, она отличается от традиционной публикации реставрационного исследования и от исследования историка, но именно она очень помогает и тем, и другим. Игорь Андреевич очень ценил точность и подлинность, стремился сохранить максимум информации о памятнике. Многие помнят его недавние публикации в сетях, посвященные исследованию дома Третьяковых, который оказался далеко не так малоизучен, как казалось на презентации обновленного музейного здания. А еще он был очень скромным автором. Когда я попросила у Киселева список работ для страницы исследователя, он сомневался – достоин ли стоять в одном списке с Подъяпольским? 

Светлая память.