Дошкольное образовательное учреждение №4 Екатеринбург, район Солнечный
Адрес:
Россия,Екатеринбург.
Архитектор:
Александр Асадов
Мастерская:
Архитектурное бюро ASADOV
Авторский коллектив:
А.Р. Асадов, А.А. Асадов, Ю. Бутырская, В. Шкуро, Н. Панкова
Детский сад, спроектированный в екатеринбургском микрорайоне «Солнечный» архитекторами ASADOV, получил необычную форму, отсылающую к наследию свердловского конструктивизма. Его функциональное наполнение обеспечивает детям время, насыщенное разнообразной деятельностью, а планировка – включенность территории в жизнь района в вечерние часы и выходные дни.
Место под солнцем
Микрорайон Солнечный растет на южной окраине Екатеринбурга с 2013 года, это второй по величине проект комплексного освоения территории в городе. Мастер-план подготовило голландское бюро Levs, с территорией успели поработать разные девелоперы, основной из которых – компания «Форум-групп», а также разные архитекторы. К настоящему времени построено несколько кварталов с детскими садами, школой и ледовой ареной.
Дошкольное образовательное учреждение №4 Екатеринбург, район Солнечный. Ситуационный план
В ближайшее время будет сдан еще один квартал, прилегающий к улице Лучистая, который станет средоточием общественных объектов: в его контурах разместится Губернаторский лицей с блоком детского технопарка «Кванториум» – его, к слову, проектируют совместно с голландцами Atelier PRO Architects, Центр художественной гимнастики и хореографический колледж, а также детский сад, уютно разместившийся во дворе жилых домов, – за его концепцию отвечает бюро ASADOV. Все объекты соединит сеть пешеходных бульваров, которая сама по себе будет привлекать жителей как место для прогулки и отдыха. Забегая вперед отметим, что детский сад из этой общественной жизни не выключен, а является ее полноправным участником.
Дошкольное образовательное учреждение №4 Екатеринбург, район Солнечный
Новый детский сад Солнечного будет отличаться от своих предшественников – двух «Лучиков» и «Галактики». Подготовке проекта предшествовало формулирование технического задания: рабочая группа «Форум-групп» провела социологический опрос среди жителей микрорайона, привлекла педагогического консультанта, проанализировала успешный опыт других дошкольных заведений. Поскольку садик муниципальный, команда проекта подключила к обсуждению представителей городской администрации и будущего директора. В результате в основу концепции лег ряд принципов, таких как «пространство – третий педагог», «все дети разные» или «обучение происходит в деятельности». Бюро ASADOV предстояло дать им архитектурное воплощение.
Подкова на счастье
Детский сад, как уже упоминалось, располагается во дворе, образованном «скобками» двух жилых домов – единственных в этом квартале. Компактный участок, а также конфигурация Губернаторского лицея, расположенного напротив, подсказали архитекторам использовать план подковы, которая раскрывается в сторону пешеходного бульвара и одного из курдонеров лицея собственным двориком.
Дошкольное образовательное учреждение №4 Екатеринбург, район Солнечный
По внешнему периметру подковы группируются игровые площадки, а во внутреннем дворике умещается площадь и амфитеатр. Терраса на уровне третьего этажа выступает как бельэтаж, а галерея на втором играет роль балкона и эвакуационного выхода, связанного лестницами со всеми уровнями здания.
В центральной части здания размещается общественный блок помещений, в двух длинных корпусах – детские группы. Каждая возрастная группа располагает отдельным входом, что позволяет не закрывать учреждение целиком в случае карантина.
Дошкольное образовательное учреждение №4 Екатеринбург, район Солнечный
Округлая форма не только помогает оптимально вписать здание в участок и подчеркнуть его типологическое отличие от других общественных объектов квартала. На интуитивном или бессознательном уровне дети смогут связать здание своего садика с важнейшим символом екатеринбургского конструктивизма – Белой башней, а также с другими зданиями этого направления, которые увидят в городе – гостиницей «Исеть», Музеем истории и археологии Урала, спортивным комплексом «Динамо». Зачем это нужно? Конструктивизм – та часть советского наследия, которая кажется безусловно ценной и востребованной далеко за пределами Екатеринбурга, хорошо, если понимание этого будет зарождаться еще в детстве.
Дошкольное образовательное учреждение №4 Екатеринбург, район Солнечный
Помимо собственно формы и белого цвета срабатывают и другие «коды». Окошки – явно мельниковские, хотя и приведены к более понятным для детей «домикам», а витражи в них – от Пита Мондриана. «Экраны» окон в торцевых частях «подковы» в совокупности с тонкими колоннами, которые поддерживают массивные блоки лестниц, как и сами лестницы и трубы-перемычки сообщают зданию черты фабрики. На этой фабрике, впрочем, если позволительно так сказать, будут «выпускать» уже совсем других детей – мечтается, что с маркировкой «свободные».
Дошкольное образовательное учреждение №4 Екатеринбург, район Солнечный
От советских «фабрик» здание отличает и отчетливая теплота: в цвете, материалах, адаптации «взрослых» форм с помощью двускатных домиков, открытых вовне и одновременно защищенных пространствах, не вызывающих смутной тревоги. Во внутренних помещениях тяга к смене образовательной парадигмы чувствуется еще сильнее.
Вместе и по отдельности
Комнаты групп, как уже упоминалось, целиком занимают два крыла «подковы». У каждой группы есть не только отдельный вход, но и «идентичность» – название, связанное с ним не слишком навязчивое оформление, цветовой код. Пространства групповых комнат светлые, просторные и многофункциональные. Спальные места в тихий час закрывают ширмой, в остальное время кровати можно убрать в ячейки. Легкая штабелируемая мебель тоже позволяет быстро освободить места для игры или занятий.
Дошкольное образовательное учреждение №4 Екатеринбург, район Солнечный
Насытить день разнообразной деятельностью призваны помещения общественного блока. На первом этаже рядом со столовой есть педагогическая кухня, где под присмотром взрослых дети учатся важным навыкам самообслуживания и одновременно тренируют крупную и мелкую моторику. На втором этаже располагаются мастерские для занятий живописью, музыкой, гончарным искусством, столярным делом, а также кабинет логопеда, психолога и соляная пещера.
Дошкольное образовательное учреждение №4 Екатеринбург, район Солнечный
Третий этаж отведен под познавательную деятельность: сюда вынесены лаборатории с интерактивными обучающими материалами и «живой уголок». Физкультурный зал дополняет помещение для сенсорной интеграции с лабиринтами, полосой препятствий и разнообразными материалами, которые помогут ощутить границы своего тела.
Дошкольное образовательное учреждение №4 Екатеринбург, район Солнечный
Один из принципов технического задания гласит, что «родители – основные партнеры детского сада в воспитании и развитии ребенка». Поэтому для них здесь предусмотрено достаточно места. За амфитеатром располагается универсальное атриумное пространство, где родители могут спокойно проводить и встретить своих детей, посмотреть спектакль или выставку рисунков, поучаствовать в ярмарке. Здесь располагается гардероб, колясочная и большой санузел с пеленальным столиком, а также отдельная комната для встреч с педагогами.
Дошкольное образовательное учреждение №4 Екатеринбург, район Солнечный
Компактная планировка здания позволила освободить большую территорию для прогулок на свежем воздухе. Двенадцать площадок формируют что-то вроде тематического парка с разнообразным наполнением: можно отправиться на «стройку» и управлять краном, знакомиться с персонажами сказок, работать в теплице, играть с песком или изучать правила дорожного движения.
Дошкольное образовательное учреждение №4 Екатеринбург, район Солнечный
Благодаря дворику с амфитеатром и автономности различных блоков преодолевается проблема выключенности территории садика в вечернее время и выходные. Планируется, что здесь будут проходит в том числе мероприятия квартального и районного масштаба для взрослых: мастер-классы, кинопоказы, спортивные тренировки и городские праздники.
***
Небольшой проект решает, таким образом, несколько сверхзадач: само здание выступает элементом образовательной среды, предъявляя воспитанникам яркие и характерные архитектурные элементы; функциональное зонирование и оформление интерьеров дополняет актуальную педагогическую программу; территория участвует в формировании комфортной среды микрорайона, поскольку учитывает интересы взрослых и не «засыпает» вне пребывания детей.
Дошкольное образовательное учреждение №4 Екатеринбург, район Солнечный. Функциональная схема