Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

07.03.2023

Надежный вариант

Нина Фролова

Очередным лауреатом Притцкеровской премии стал Дэвид Чипперфильд.

Награждение 69-летнего британского архитектора – уже не первый отход жюри Притцкера (в этом году его возглавлял Алехандро Аравена) от взятого с 2016 курса на обновление с выбором не самых громких имен и не самых «состоявшихся» персон. Дэвид Чипперфильд сегодня, как кажется, самый активный и востребованный из классического состава мировых архи-«звезд», которых он, впрочем, все же моложе (даже наиболее близкие ему по многим параметрам Herzog & de Meuron чуть старше – и получили «Притцкера» гораздо раньше – в 2001). Если нельзя назвать его флагманом современной архитектуры (всё же к счастью), то дредноутом – точно.
 

Дэвид Чипперфильд
Дэвид Чипперфильд
Фото © Tom Welsh

Его приглашают работать над самыми сложными реконструкциями, над новыми роскошными музеями, но также и над штаб-квартирами корпораций и впечатляющими размером и солидностью домами зарубежных и местных миллиардеров в Лондоне и среди живописных английских пейзажей. Чипперфильд на этом не останавливается: он брался за такие подвиги, как кураторство венецианской биеннале (2012) и за обязанности главного редактора Domus (2020). Он не стеснятся выступать с критикой заказчиков и властей на родине и за рубежом, хотя надо признать, что эти речи, поражавшие и восхищавшие его коллег, звучат в последние годы гораздо реже. Опять же, в прошлом он отказывался от авторства неудачно реализованных проектов (например, шотландской штаб-квартиры медиакорпорации BBC в Глазго, хотя мы сейчас видим ее в выборке «образцовых» построек лауреата на сайте Притцкеровской премии), и бойкотировал их церемонии открытия и угрожал заказчику – муниципальным властям – судом (миланский Музей культур – его в выборке нет).
 
Павильон Veles e Vents (регаты на Кубок Америки) в Валенсии, 2006
Павильон Veles e Vents (регаты на Кубок Америки) в Валенсии, 2006
Фото © Christian Richters

Возможно, для прежней политики Притцкеровской премии, когда награждали как можно более яркие фигуры, Чипперфильд был недостаточно «иконическим». В наши дни, когда премия, как кажется, «ищет себя», его смогли ею отметить: можно отметить любого, обоснование сочинят. Так и в этот раз с некоторым удивлением можно узнать, в том числе и из реакции на решение жюри самого Дэвида Чипперфильда, что его очень волнуют глобальные проблемы современности – потепление климата и социальное неравенство – и он воспринимает премию как стимул для продолжения работы в том же направлении. Да, эти и многие другие темы он поднимал на биеннале в Венеции и на страницах Domus’а, однако как архитектор он совсем не заметен ни в рядах «зеленых», ни среди работающих для уязвимых групп населения активистов. В его портфолио есть небольшой корпус социального жилья в Мадриде, но он даже не попал в выборку на сайте «Притцкера», а в основном это серьезные постройки без особой социальной ответственности, с каждым годом становящиеся все солиднее – и безличнее.
 
Штаб-квартира компании Amorepacific в Сеуле, 2017 Фото © Noshe
Штаб-квартира компании Amorepacific в Сеуле, 2017
Фото © Noshe
Музей Jumex в Мехико, 2014 Фото © Simon Menges
Музей Jumex в Мехико, 2014
Фото © Simon Menges

Водоразделом можно назвать открытие реконструированной руины Второй мировой войны – Нового музея – в Берлине в 2009, может быть, слишком сильная для хранилища шедевров уровня амарнской коллекции архитектура, но однозначно событие мирового масштаба. Ни одна из последующих построек Чипперфильда, к сожалению, не смогла приблизиться к этому достижению. При этом его условно «японские» корни (в начале карьеры он, как и ряд других английских архитекторов-ровесников, уехал в Японию в поисках работы) – которые очень хорошо чувствуются в Музее рек и гребли, например, или же в дюссельдорфском офисном корпусе – окончательно растворились в бетонной «безордерной классике», все более простой и скучной. Даже отсылки к традиционному стеклянному модернизму стали редки. Это хорошо видно в Галерее Джеймса Симона на том же Музейном острове, что и Новый музей: ее проект родился давно, но по пути к воплощению превратился в формальную, несомасштабную очень сложному контексту «отписку» автора, который уже отвлекся на другие дела.
 
Новый музей на Музейном острове в Берлине (реконструкция), 2009 Фото © Joerg von Bruchhausen
Новый музей на Музейном острове в Берлине (реконструкция), 2009
Фото © Joerg von Bruchhausen
Галерея Джеймса Симона на Музейном острове в Берлине, 2018 Фото © Simon Menges
Галерея Джеймса Симона на Музейном острове в Берлине, 2018
Фото © Simon Menges

Дел, действительно, много: даже в своей нынешней версии Дэвид Чипперфильд умеет показать товар лицом – дорогие, но сдержанные материалы, выверенность деталей. Это востребовано многими заказчиками, а огромное портфолио способствует их самоуспокоению: сразу видно, это надежный вариант, который всех устроит. Очевидно, так считает и жюри Притцкеровской премии.

Постройки и проекты Дэвида Чипперфильда на Архи.ру>>>
 
Старые Прокурации на площади Сан-Марко в Венеции (реконструкция), 2022
Старые Прокурации на площади Сан-Марко в Венеции (реконструкция), 2022
Фото © Alessandra Chemollo
Музей реки и гребли в Хенли-он-Темз, 1998
Музей реки и гребли в Хенли-он-Темз, 1998
Фото © Richard Bryant / Arcaid