Скончался американский архитектор Рафаэль Виньоли, автор лондонских и нью-йоркских небоскребов, токийского «Форума» и многих других построек по всему миру.
Рафаэль Виньоли был американским архитектором в прямом смысле слова – жителем Америки как части света, сменившим здесь несколько стран. Он родился в 1944 в Уругвае, его отец был театральным и кинорежиссером (одна из его картин даже была показана на Московском кинофестивале), а мать – учительницей. Вскоре семья переехала в Аргентину. В три года мальчика начали обучать игре на фортепиано, в дальнейшем он достиг уровня концертирующего пианиста, но отказался от музыкальной карьеры в пользу архитектуры.
Забегая вперед, скажем, что уже став во главе международной фирмы, он много времени посвящал музыке, концертные рояли стояли в его нью-йоркском и лондонском бюро, в нью-йоркской квартире и загородном доме, где даже был обустроен небольшой концертный зал. Их общее число доходило до девяти, а Виньоли дружил с пианистами мирового уровня (например, с Даниэлем Баренбоймом), некоторые музыканты предпочитали, приезжая с гастролями в Нью-Йорк, репетировать на его вилле на Лонг-Айленде, чем где-то еще. В результате он и сам спроектировал рояль с необычной изогнутой клавиатурой. Очевидно, с его глубоким пониманием музыки связан успех Виньоли как сценографа для оперных постановок, включая «Нос» Дмитрия Шостаковича на фестивале Bard SummerScape в США.
В 17 лет, еще старшеклассником, он выиграл свой первый архитектурный конкурс – на проект школьной столовой, в 1964, всего в 20 лет – основал бюро Estudio de Arquitectura Manteola – Petchersky – Sánchez Gómez – Santos – Solsona – Viñoly в Буэнос-Айресе, где все остальные партнеры были старше его. В 1969 он получил степень магистра архитектуры в Буэнос-Айресском университете, бюро весьма преуспевало, но в 1976 в Аргентине после очередного военного переворота развернулся террор против всех явно и потенциально несогласных. Прямой и эмоциональный Виньоли вызвал недовольство хунты (по рассказам самого архитектора, после перепалки с генералом на стройплощадке), во время обыска у него обнаружили словари издательства Larousse и приняли их за зашифрованные издания об СССР – России (La Russie). Хранение якобы коммунистической литературы было немалым преступлением, положение стало опасным, и Виньоли в 1978 с женой Дианой, дизайнером интерьеров, и их детьми спешно уехал в США. Первый год он провел в Гарвардском университете как приглашенный лектор, а в 1979 перебрался в Нью-Йорк, где в 1982 открыл свое бюро.
Токийский международный форум
Фото: 663highland via Wikimedia Commons. Лицензия GNU Free Documentation License, Version 1.2
Мировую известность ему принесло здание Токийского международного форума (1996), помимо прочего – главной концертной площадки Японии. Его легкие перекрытия произвели такое впечатление на Нормана Фостера, что он выяснил имя архитектора и направил Виньоли письмо с поздравлениями, а затем познакомился и подружился лично.
Команда Think. Проект нового Всемирного торгового центра в Нью-Йорке
Виньоли (наряду с Сигэру Баном) был архитектором команды Think, одного из двух финалистов в первом конкурсе на проект нового Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, автором множества зданий для научно-исследовательских учреждений по всем США, немалого количества театров и концертных залов в разных странах мира.
20 Фенчерч-cтрит
Фото: Nic Gould via Flickr.com. Лицензия CC BY 2.0
Лондонский небоскреб 20 Fenchurch Street, прозванный за сходство с радиотелефоном и бытовой рацией «уоки-токи», вызвал недовольство горожан из-за своего облика и фасада-линзы, «поджаривавшей» припаркованные рядом автомобили, но даже он скорее необычен, чем неудачен, особенно на фоне моря других лондонских высоток, часто совсем не талантливо спроектированных.
Небоскреб 432 Park Avenue
Фото: Epistola8 via Wikimedia Commons. Лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 4.0 International
Нью-йоркская 432 Park Avenue стала первой из череды супер-стройных башен на Манхэттене и была высоко оценена критиками и коллегами, поспешившими развить эту тенденцию.
Большинство друживших с ним коллег и профессионалов из других сфер вспоминают Рафаэля Виньоли как человека не только разнообразных талантов, но и редкого обаяния. Норман Фостер добавил к этому еще и принципиальность, напомнив об их совместном участии в жюри на проект небоскреба «Охта-центр» в Санкт-Петербурге. Тогда в знак протеста против самой идеи высотного здания на этом месте оба архитектора, не сговариваясь, вышли из жюри.