Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

06.03.2023

Умер Рафаэль Виньоли

Нина Фролова

Скончался американский архитектор Рафаэль Виньоли, автор лондонских и нью-йоркских небоскребов, токийского «Форума» и многих других построек по всему миру.

Рафаэль Виньоли был американским архитектором в прямом смысле слова – жителем Америки как части света, сменившим здесь несколько стран. Он родился в 1944 в Уругвае, его отец был театральным и кинорежиссером (одна из его картин даже была показана на Московском кинофестивале), а мать – учительницей. Вскоре семья переехала в Аргентину. В три года мальчика начали обучать игре на фортепиано, в дальнейшем он достиг уровня концертирующего пианиста, но отказался от музыкальной карьеры в пользу архитектуры.
 

Рафаэль Виньоли (1944–2023)
Рафаэль Виньоли (1944–2023)
Фото © RAFAEL VIÑOLY ARCHITECTS

Забегая вперед, скажем, что уже став во главе международной фирмы, он много времени посвящал музыке, концертные рояли стояли в его нью-йоркском и лондонском бюро, в нью-йоркской квартире и загородном доме, где даже был обустроен небольшой концертный зал. Их общее число доходило до девяти, а Виньоли дружил с пианистами мирового уровня (например, с Даниэлем Баренбоймом), некоторые музыканты предпочитали, приезжая с гастролями в Нью-Йорк, репетировать на его вилле на Лонг-Айленде, чем где-то еще. В результате он и сам спроектировал рояль с необычной изогнутой клавиатурой. Очевидно, с его глубоким пониманием музыки связан успех Виньоли как сценографа для оперных постановок, включая «Нос» Дмитрия Шостаковича на фестивале Bard SummerScape в США.
 
В 17 лет, еще старшеклассником, он выиграл свой первый архитектурный конкурс – на проект школьной столовой, в 1964, всего в 20 лет – основал бюро Estudio de Arquitectura Manteola – Petchersky – Sánchez Gómez – Santos – Solsona – Viñoly в Буэнос-Айресе, где все остальные партнеры были старше его. В 1969 он получил степень магистра архитектуры в Буэнос-Айресском университете, бюро весьма преуспевало, но в 1976 в Аргентине после очередного военного переворота развернулся террор против всех явно и потенциально несогласных. Прямой и эмоциональный Виньоли вызвал недовольство хунты (по рассказам самого архитектора, после перепалки с генералом на стройплощадке), во время обыска у него обнаружили словари издательства Larousse и приняли их за зашифрованные издания об СССР – России (La Russie). Хранение якобы коммунистической литературы было немалым преступлением, положение стало опасным, и Виньоли в 1978 с женой Дианой, дизайнером интерьеров, и их детьми спешно уехал в США. Первый год он провел в Гарвардском университете как приглашенный лектор, а в 1979 перебрался в Нью-Йорк, где в 1982 открыл свое бюро.
Токийский международный форум
Токийский международный форум
Фото: 663highland via Wikimedia Commons. Лицензия GNU Free Documentation License, Version 1.2

Мировую известность ему принесло здание Токийского международного форума (1996), помимо прочего – главной концертной площадки Японии. Его легкие перекрытия произвели такое впечатление на Нормана Фостера, что он выяснил имя архитектора и направил Виньоли письмо с поздравлениями, а затем познакомился и подружился лично.
 
Команда Think. Проект нового Всемирного торгового центра в Нью-Йорке
Команда Think. Проект нового Всемирного торгового центра в Нью-Йорке

Виньоли (наряду с Сигэру Баном) был архитектором команды Think, одного из двух финалистов в первом конкурсе на проект нового Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, автором множества зданий для научно-исследовательских учреждений по всем США, немалого количества театров и концертных залов в разных странах мира.
 
20 Фенчерч-cтрит
20 Фенчерч-cтрит
Фото: Nic Gould via Flickr.com. Лицензия CC BY 2.0

Лондонский небоскреб 20 Fenchurch Street, прозванный за сходство с радиотелефоном и бытовой рацией «уоки-токи», вызвал недовольство горожан из-за своего облика и фасада-линзы, «поджаривавшей» припаркованные рядом автомобили, но даже он скорее необычен, чем неудачен, особенно на фоне моря других лондонских высоток, часто совсем не талантливо спроектированных.
 
Небоскреб 432 Park Avenue
Небоскреб 432 Park Avenue
Фото: Epistola8 via Wikimedia Commons. Лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 4.0 International

Нью-йоркская 432 Park Avenue стала первой из череды супер-стройных башен на Манхэттене и была высоко оценена критиками и коллегами, поспешившими развить эту тенденцию.
 
Большинство друживших с ним коллег и профессионалов из других сфер вспоминают Рафаэля Виньоли как человека не только разнообразных талантов, но и редкого обаяния. Норман Фостер добавил к этому еще и принципиальность, напомнив об их совместном участии в жюри на проект небоскреба «Охта-центр» в Санкт-Петербурге. Тогда в знак протеста против самой идеи высотного здания на этом месте оба архитектора, не сговариваясь, вышли из жюри.