VFX продюсер компании CGF Роман Сердюк рассказал Архи.ру, как в сериале «Фандорин. Азазель» создавался альтернативный Петербург с блуждающими «чикагскими» небоскребами и капсульной башней Кисе Курокавы.
В начале года на экраны вышел мини-сериал «Фандорин. Азазель», снятый режиссером Нурбеком Эгеном по мотивам романа Бориса Акунина. Сериал заинтересовал нас кадрами, где присутствует современная архитектура альтернативного Петербурга, в истории которого не случилась революция: для массовой застройки создатели выбрали «чикагские» небоскребы ар-деко, а главный герой живет на Канонерском острове в капсуле башни «Накагин» Кисе Курокавы.
Никита Попов, сценарист, креативный продюсер
Мы составили карту альтернативного Петрограда. Для этого нашли дореволюционные карты Петербурга, чтобы сохранить исторические здания, изучали план застройки. Петроград-Сити в кадре как будто нависает над Эрмитажем, Зимним дворцом. Небоскребы построили на Выборгской стороне, но из-за масштаба они видны почти отовсюду. Мы выбрали для них место, где до революции на самом деле ничего не было, бывшую промзону.
«Изобретенная» современная архитектура в сериале вызвала резонанс – например, проект «Петербург глазами инженера» проводил по «фандоринским» местам экскурсии. Вызвала и критику. Авторы канала StereoZavod отметили, что команде фильма не хватило сотрудничества с архитекторами: в кадре, например, «нет ни одной церковной маковки», зато есть сталинская застройка, хотя Сталин вроде как не случился. На сериал также отреагировало бюро Megabudka, в телеграм-канале которого развернулась любопытная дискуссия о том, какой была бы мировая архитектура без революции в России.
Как бы там ни было, осмысление архитектурного процесса в массовой культуре и киноиндустрии в частности, – явление для России редкое и интересное. Мы попросили VFX продюсера студии CGF, которая занималась визуальными эффектами «Фандорина», рассказать о том, откуда взялись небоскребы и Кисе Курокава в Петрограде.
Архи.ру: Кто консультировал создателей сериала относительно новой архитектуры?
Роман Сердюк: С созданием внешнего вида города мы справлялись своими силами, без привлечения специалистов. В студии CGF работает много людей с образованием в области искусств. Есть художники, изучавшие архитектуру, которые предлагали нам те или иные решения. Поскольку это все же частично вымышленный мир, выразительность зданиям придавали профессиональные художники. Их главной задачей было создать прежде всего эстетически привлекательные здания, в существование которых зритель бы поверил. Здания, которые открывали бы смысл и главные идеи сериала зрителю. Дополнительную – и неоценимую – помощь в разработке зданий оказала «Студия Плюс» в лице Дмитрия Токоякова.
Нам нужно было показать элитарность небоскребов, поэтому все они расположены около воды – по сценарному замыслу в них проживает местная аристократия, сливки общества. Иногда с помощью магии кино мы меняли карту Санкт-Петербурга, чтобы лучше раскрыть историю.
Почему для массовой застройки выбрали «чикагские» небоскребы в стиле ар-деко? Можно ли сказать, что у зрителя есть запрос на такую архитектуру?
На этот вопрос ответить немного сложнее. Перед нами стояла задача создать небоскребы, которые стали бы архитектурным продолжением Санкт-Петербурга, но по времени постройки и стилю напоминали бы чикагские. В то время не было технологий, позволявших строить высокие стеклянные башни на металлическом каркасе, которые мы наблюдаем сегодня. Да и такая архитектура не вписалась бы в архитектурный ансамбль Санкт-Петербурга, выглядела бы инородным телом. Поэтому мы решили отталкиваться от чикагских высоток, но детализировать, уйдя от унитарности в необарокко.
Кроме небоскребов мы заметили капсульный дом японского архитектора, а что не заметили?
Не заметили небольшие доработки, которые модифицировали географию Санкт-Петербурга под цели нашей истории. Мы постарались сделать их максимально незаметными ради зрителей-петербуржцев.
Какие у вас были референсы? Перерабатывали ли их, как, насколько и в какой программе?
В качестве референсов, как уже было сказано, выступали чикагские небоскребы, фотографии зданий на Невском проспекте и в его окрестностях. Дальше они попадали к нашим концепт-художникам. Они работали в Adobe Photoshop. Как показала практика, это самая удобная программа для быстрых набросков, которые впоследствии можно дорабатывать до полноценных концептуальных разработок.
Разработка архитектуры для сериала «Фандорин. Азазель», 2022
На картинке выше одна из первых итераций разработки архитектуры. После этапа итераций и обсуждений с заказчиком, мы пришли к финальному виду небоскребов, а дальше передали концепты нашим 3D-артистам для создания трехмерных детальных моделей.
Оцениваются ли созданные фоны как высказывание? Если да, то в чем его смысл?
Архитектура – важный элемент концепции параллельного мира, придуманного шоураннерами. Небоскребы – это место проживания современной аристократии, поэтому они должны были выглядеть богато, монументально и незыблемо, указывая на положение населяющих их людей в обществе. А вот капсульный дом Фандорина – дом для, скажем так, совсем простых обывателей. Это не трущобы, но в тоже время и не средний класс, который, по замыслу авторов, проживает в обычных домах в центре Питера.