Сохранить модернистское здание вокзала города Владимира!
Объект:
Железнодорожный вокзал во Владимире
Адрес:
Россия,Владимир.
Авторский коллектив:
Архитекторы: М.А. Годлиб, Виталий Яковлевич Евстигнеев, Е.Н. Кмитович, Ю.Я. Малюшкин
Открываем сбор подписей под открытым письмом директора Музея архитектуры Елизаветы Лихачевой и архитектора Сергея Чобана в защиту модернистского здания вокзала города Владимира, которому сейчас угрожает реконструкция с обезличиванием, и всех памятников модернизма в целом – авторы призывают поставить их на охрану как федеральные ОКН. Поддерживаем инициативу, эти здания, действительно, давно пора поставить на охрану.
На обложке: вокзал города Владимира, первоначальный алюминиевый потолок и лампы
Редакция получила открытое письмо, подписанное директором ГНИМА Елизаветой Лихачевой, и архитектором Сергеем Чобаном.
[Открываем сбор подписей, подписать письмо можно ниже >> Большая просьба: указывайте не только имя, но и фамилию, чтобы подпись была валидной]
Главный инфоповод письма – недавняя информация о планах по реконструкции железнодорожного вокзала города Владимира: в сети появились визуализации проекта, согласно которому и интерьеры, и внешнюю облицовку здания, построенного в 1973 году, планируется полностью заменить. Причем реконструкция запланирована на 2023 год, чтобы открыть вокзал в 2024 к юбилею Суздаля. Деликатная реконструкция, однако, вполне возможна – с сохранением подлинных элементов интерьера и фасада – если рассматривать вокзал как памятник архитектуры модернизма, знаковую постройку города 1970-х, а не как утилитарное строение. Обновленный вокзал мог бы стать достопримечательностью, а не очередной утратой.
Слева: интерьер ж/д вокзала города Владимира, справа проектное предложение, полностью перелицовывающее интерьер, РЖД
Мокап вентфасада на здании вокзала. Видны цвет, фактура, но главное – толщина
Фотографии: Артем Черней, 2022
Однако активисты из группы «Владимир будущего» уже получили из РЖД отрицательный и несколько формальный ответ на свой запрос о сохранении подлинных фасадов модернистского здания: разбор ответа можно найти здесь. Также существует петиция на change.org, пока она собрала совсем немного подписей.
В письме Елизаветы Лихачевой и Сергея Чобана, помимо владимирского вокзала, упоминается статус памятников модернизма вообще – пока, увы, плачевный, и другие постройки, которым угрожает искажение, в частности, МХАТ. Авторы призывают органы составить список знаковых построек модернизма и поставить их на федеральную охрану. Поддерживаем этот призыв.
Мы решились на это открытое письмо и его публикацию на уважаемом нами и активно читаемом широким профессиональным сообществом ресурсе archi.ru, поскольку ситуация с сохранением, а вернее несохранением и последовательным уничтожением памятников советской архитектуры 1960-80х годов достигла, по нашим ощущениям, новой точки невозврата.
Почему для истории архитектуры так важны памятники советского послевоенного модернизма? Во-первых, потому что они являются неразрывным и непосредственным продолжением истории советского авангарда и конструктивизма как основополагающих, формообразующих течений архитектуры, оказавших существенное влияние на ход ее развития в общемировом контексте. Во-вторых, потому что они создавались лучшими представителями российской и советской архитектурной школы первой половины XX века, отличавшейся своим чрезвычайно высоким уровнем. И, наконец, в-третьих, потому что эти здания являются неотъемлемой частью истории России XX века. Уничтожая и перелицовывая до неузнаваемости эти здания, наше поколение рискует безвозвратно вырвать страницы истории, сделать ее нечитаемой и дать неверный пример для подражания нашим потомкам.
Вести о реконструкции здания железнодорожного вокзала города Владимира и замене материала его фасадов, развивающих традиции белокаменного Владимиро-Суздальского зодчества, а также о кардинальных изменениях в интерьерах выдающегося здания МХАТ авторства недавно ушедшего от нас классика современной архитектуры Владимира Степановича Кубасова говорят нам о том, что ценность архитектуры модернизма и сама ее суть остаются неочевидными для подавляющего большинства россиян. Эта архитектура – не муляж, не просто полая форма, материалы и детали которой не важны и могут меняться по желанию и в том числе из соображений экономии, а тщательно выверенный и до детали отрисованный рукой труд великих мастеров, учившихся еще в тот период, когда архитектура являлась результатом рукотворного, тщательного и сопротивлявшегося любой антихудожественной оптимизации труда.
Железнодорожный вокзал в городе Владимире, вид с северо-запада
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Мы уверены, что реконструкция железнодорожного вокзала Владимира, основанная на отношении к этому объекту как к памятнику архитектуры, может и должна стать предметом открытого архитектурного конкурса, который даст молодым (и не только!) архитекторам России шанс ярко проявить свой талант. Мы также призываем органы по работе с архитектурным наследием России в самые кратчайшие сроки составить с участием широкой профессиональной общественности полный список произведений архитектуры советского модернизма 1960-80х годов и поставить их на лист охраны как федеральные памятники. Только этот статус, на наш взгляд, поможет спасти постройки данного периода от сноса и тотальной реконструкции, обеспечит поддержание их сохранности, включая бережную реставрацию, в крайнем случае замену на абсолютно идентичные материалы и детали, как это происходит с памятниками архитектуры предыдущих эпох.
Елизавета Лихачева, директор Государственного музея архитектуры имени А. В. Щусева Сергей Чобан,архитектор
Ниже вы можете поддержать петицию, поставив свою подпись под письмом. Большая просьба: указывайте не только имя, но и фамилию, чтобы подпись была валидной