Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

14.12.2022

Память дерева

Юлия Тарабарина

Во флигеле-Руине Музея архитектуры открылось сразу две выставки, посвященные истории изучения деревянной архитектуры. Одна беглая, но фактурная, – другая подробная и красивая, поскольку работы Александра Ополовникова из фондов музея очень хороши.

Две новые выставки во флигеле-Руине устроены так, что одним посетителям можно пробежаться по первому этажу, посмотреть на подлинный лемех, растрескавшиеся деревянные столбики и топоры – и все понять в целом, как принято в быстрой современной жизни.

Выставка «ольза, прочность, красота крестьянской архитектуры». Музей архитектуры, 14.12.2022–05.02.2023
Выставка «ольза, прочность, красота крестьянской архитектуры». Музей архитектуры, 14.12.2022–05.02.2023
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка «ольза, прочность, красота крестьянской архитектуры». Музей архитектуры, 14.12.2022–05.02.2023
Выставка «ольза, прочность, красота крестьянской архитектуры». Музей архитектуры, 14.12.2022–05.02.2023
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Другим надо сразу идти на второй этаж, там большая и подробная выставка, посвященная Александру Ополовникову. На ней собрана достаточно большая масса материалов: макетов и отмывок, причем отличнейшее «послевоенное» качество тех и других очень впечатляет. Хочется предложить эти картинки «Архиграфике». 
Выставка «Ополовников. Реставратор русского деревянного зодчества». Музей архитектуры, 14.12.2022–05.02.2023
Выставка «Ополовников. Реставратор русского деревянного зодчества». Музей архитектуры, 14.12.2022–05.02.2023
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка «Ополовников. Реставратор русского деревянного зодчества». Музей архитектуры, 14.12.2022–05.02.2023
Выставка «Ополовников. Реставратор русского деревянного зодчества». Музей архитектуры, 14.12.2022–05.02.2023
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Выставка на первом этаже организована музеем «Кижи», кураторы большой выставки Ополовникова – сотрудники Музея архитектуры Анатолий Оксенюк и Юлия Ратомская. Пространство основного яруса Руины подчинено фанерной выгородке – до некоторой степени оно воспринимается как храмовое; во внешнем кольце обхода стены темные, там расположено большинство макетов и графика, внутренняя часть светлая, там Кижи. Ополовников был одним из основателей музея Кижи, что связывает между собой две выставки. Фанерные выгородки хорошо подходят и Руине с ее деревянными балками, и теме деревянной архитектуры. Внутри ощутимо пахнет деревом. На галерее третьего этажа макетам и отмывкам вторят фотографии. 
Выставка «Ополовников. Реставратор русского деревянного зодчества». Музей архитектуры, 14.12.2022–05.02.2023
Выставка «Ополовников. Реставратор русского деревянного зодчества». Музей архитектуры, 14.12.2022–05.02.2023
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка «Ополовников. Реставратор русского деревянного зодчества». Музей архитектуры, 14.12.2022–05.02.2023
Выставка «Ополовников. Реставратор русского деревянного зодчества». Музей архитектуры, 14.12.2022–05.02.2023
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка «Ополовников. Реставратор русского деревянного зодчества». Музей архитектуры, 14.12.2022–05.02.2023
Выставка «Ополовников. Реставратор русского деревянного зодчества». Музей архитектуры, 14.12.2022–05.02.2023
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Кураторы Анатолий Оксенюк и Юлия Ратомская. Выставка «Ополовников. Реставратор русского деревянного зодчества». Музей архитектуры, 14.12.2022–05.02.2023
Кураторы Анатолий Оксенюк и Юлия Ратомская. Выставка «Ополовников. Реставратор русского деревянного зодчества». Музей архитектуры, 14.12.2022–05.02.2023
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Историк деревянной архитектуры Игорь Шургин и куратор выставки Юлия Ратомская. Выставка «Ополовников. Реставратор русского деревянного зодчества». Музей архитектуры, 14.12.2022–05.02.2023
Историк деревянной архитектуры Игорь Шургин и куратор выставки Юлия Ратомская. Выставка «Ополовников. Реставратор русского деревянного зодчества». Музей архитектуры, 14.12.2022–05.02.2023
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка «Ополовников. Реставратор русского деревянного зодчества». Музей архитектуры, 14.12.2022–05.02.2023
Выставка «Ополовников. Реставратор русского деревянного зодчества». Музей архитектуры, 14.12.2022–05.02.2023
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Дизайн, который показался мне очень деликатным и уместным, разработан Иваном Диковым и его Тихой студией (бюро основано в 2022 году, но уже сделало дизайн несколько выставок в музее). 

Обе выставки скорее хрестоматийны, поскольку посвящены очень известным памятникам, Кижи – самый известный музей, да и Александр Ополовников – признанный классик изучения памятников деревянной архитектуры, что совершенно заслуженно, одна вереница его книг, встречающих посетителя при входе, очень впечатляет. Памятники, с которыми он работал, тоже, в основном известны, идя по выставке, узнаешь, любуешься то одним, то другим. 
Выставка «Ополовников. Реставратор русского деревянного зодчества». Музей архитектуры, 14.12.2022–05.02.2023
Выставка «Ополовников. Реставратор русского деревянного зодчества». Музей архитектуры, 14.12.2022–05.02.2023
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Кое-чему, впрочем, можно и удивиться. К примеру, не так хорошо известно, что диплом МАРХИ Александр Ополовников писал под руководством Моисея Гинзбурга. На выставке нет диплома, зато есть работа 5 курса, 1938 года – ТЭЦ с «летящим» авангардным контуром, хотя и с арками постконструктивистского контура. 
А.В. Ополовников. Проект ТЭЦ завода имени Сталина. 1938 г. 5 курс. Музей МАРХИ. Выставка «Ополовников. Реставратор русского деревянного зодчества». Музей архитектуры, 14.12.2022–05.02.2023
А.В. Ополовников. Проект ТЭЦ завода имени Сталина. 1938 г. 5 курс. Музей МАРХИ. Выставка «Ополовников. Реставратор русского деревянного зодчества». Музей архитектуры, 14.12.2022–05.02.2023
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Сразу после МАРХИ Ополовников оказался в армии, где проектировал что-то военное, а в 1943 году его отправляют в Архангельскую область для «фиксации памятников русского зодчества». С тех пор архитектор занимается и фиксацией, и реставрацией деревянной архитектуры, формулирует собственную методику, становится, в сущности, отцом-основателем в области и музейного дела, и реставрации деревянных памятников. Эскапизм? Может быть. Как пишут кураторы, еще раньше Ополовников поступил в МАРХИ не просто так, а ужаснувшись коллективизации в республике Коми, где работал после Лесного техникума. Деревянная архитектура, безусловно, стала пристанищем. 
Выставка «Ополовников. Реставратор русского деревянного зодчества». Музей архитектуры, 14.12.2022–05.02.2023
Выставка «Ополовников. Реставратор русского деревянного зодчества». Музей архитектуры, 14.12.2022–05.02.2023
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Впрочем, где теперь пристанище для самой деревянной архитектуры, – вот что сложно сказать. Еще в XIX веке страна была построена в основном из дерева, в начале XX века сохранялись многие памятники, сейчас их единицы. Один из довольно ужасающих примеров – сгоревшая в 2018 году Успенская церковь в Кондопоге, была едва ли не самым любимым памятником Ополовникова. 
Успенская церковь в Кондопоге. Макет. Выставка «Ополовников. Реставратор русского деревянного зодчества». Музей архитектуры, 14.12.2022–05.02.2023
Успенская церковь в Кондопоге. Макет. Выставка «Ополовников. Реставратор русского деревянного зодчества». Музей архитектуры, 14.12.2022–05.02.2023
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Успенская церковь в Кондопоге. Отмывка. Выставка «Ополовников. Реставратор русского деревянного зодчества». Музей архитектуры, 14.12.2022–05.02.2023
Успенская церковь в Кондопоге. Отмывка. Выставка «Ополовников. Реставратор русского деревянного зодчества». Музей архитектуры, 14.12.2022–05.02.2023
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Горят самые известные памятники, гниют остатки менее знаменитых построек в давно заброшенных деревнях. Только что на круглом столе Музея архитектуры Михаил Мильчик, доказывая, что перевозить памятники в музеи под открытым небом не всегда хорошо, рассказал, как в Норвегии на месте перевезенной в музей церкви поставили копию – просто чтобы дополнить исторический ландшафт. Так то в Норвегии. Историк деревянной архитектуры Игорь Шургин рассказал, что автора уникальной методики реставрации деревянных памятников Александра Попова исключили из методсовета. И призвал создать центр изучения деревянной архитектуры. 

Но нет пока такого центра, а остатки деревянной архитектуры остаются самой уязвимой частью нашего наследия. Время Ополовникова, показанное на выставке, было к ним, скорее, благосклонно. Хотя в то время средневековую деревянную архитектуру совершенно ошибочно считали образцом каменной, много докомпоновывали и много перевозили, но все же сохранили и зарисовали тоже очень многое. А как тонко и красиво делали отмывки – просто заглядение. 

Выставка открыта до 5 февраля.