Во флигеле-Руине Музея архитектуры открылось сразу две выставки, посвященные истории изучения деревянной архитектуры. Одна беглая, но фактурная, – другая подробная и красивая, поскольку работы Александра Ополовникова из фондов музея очень хороши.
Две новые выставки во флигеле-Руине устроены так, что одним посетителям можно пробежаться по первому этажу, посмотреть на подлинный лемех, растрескавшиеся деревянные столбики и топоры – и все понять в целом, как принято в быстрой современной жизни.
Выставка «ольза, прочность, красота крестьянской архитектуры». Музей архитектуры, 14.12.2022–05.02.2023
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка «ольза, прочность, красота крестьянской архитектуры». Музей архитектуры, 14.12.2022–05.02.2023
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Другим надо сразу идти на второй этаж, там большая и подробная выставка, посвященная Александру Ополовникову. На ней собрана достаточно большая масса материалов: макетов и отмывок, причем отличнейшее «послевоенное» качество тех и других очень впечатляет. Хочется предложить эти картинки «Архиграфике».
Выставка «Ополовников. Реставратор русского деревянного зодчества». Музей архитектуры, 14.12.2022–05.02.2023
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка «Ополовников. Реставратор русского деревянного зодчества». Музей архитектуры, 14.12.2022–05.02.2023
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка на первом этаже организована музеем «Кижи», кураторы большой выставки Ополовникова – сотрудники Музея архитектуры Анатолий Оксенюк и Юлия Ратомская. Пространство основного яруса Руины подчинено фанерной выгородке – до некоторой степени оно воспринимается как храмовое; во внешнем кольце обхода стены темные, там расположено большинство макетов и графика, внутренняя часть светлая, там Кижи. Ополовников был одним из основателей музея Кижи, что связывает между собой две выставки. Фанерные выгородки хорошо подходят и Руине с ее деревянными балками, и теме деревянной архитектуры. Внутри ощутимо пахнет деревом. На галерее третьего этажа макетам и отмывкам вторят фотографии.
Выставка «Ополовников. Реставратор русского деревянного зодчества». Музей архитектуры, 14.12.2022–05.02.2023
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка «Ополовников. Реставратор русского деревянного зодчества». Музей архитектуры, 14.12.2022–05.02.2023
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка «Ополовников. Реставратор русского деревянного зодчества». Музей архитектуры, 14.12.2022–05.02.2023
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Кураторы Анатолий Оксенюк и Юлия Ратомская. Выставка «Ополовников. Реставратор русского деревянного зодчества». Музей архитектуры, 14.12.2022–05.02.2023
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Историк деревянной архитектуры Игорь Шургин и куратор выставки Юлия Ратомская. Выставка «Ополовников. Реставратор русского деревянного зодчества». Музей архитектуры, 14.12.2022–05.02.2023
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка «Ополовников. Реставратор русского деревянного зодчества». Музей архитектуры, 14.12.2022–05.02.2023
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Дизайн, который показался мне очень деликатным и уместным, разработан Иваном Диковым и его Тихой студией (бюро основано в 2022 году, но уже сделало дизайн несколько выставок в музее).
Обе выставки скорее хрестоматийны, поскольку посвящены очень известным памятникам, Кижи – самый известный музей, да и Александр Ополовников – признанный классик изучения памятников деревянной архитектуры, что совершенно заслуженно, одна вереница его книг, встречающих посетителя при входе, очень впечатляет. Памятники, с которыми он работал, тоже, в основном известны, идя по выставке, узнаешь, любуешься то одним, то другим.
Выставка «Ополовников. Реставратор русского деревянного зодчества». Музей архитектуры, 14.12.2022–05.02.2023
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Кое-чему, впрочем, можно и удивиться. К примеру, не так хорошо известно, что диплом МАРХИ Александр Ополовников писал под руководством Моисея Гинзбурга. На выставке нет диплома, зато есть работа 5 курса, 1938 года – ТЭЦ с «летящим» авангардным контуром, хотя и с арками постконструктивистского контура.
А.В. Ополовников. Проект ТЭЦ завода имени Сталина. 1938 г. 5 курс. Музей МАРХИ. Выставка «Ополовников. Реставратор русского деревянного зодчества». Музей архитектуры, 14.12.2022–05.02.2023
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Сразу после МАРХИ Ополовников оказался в армии, где проектировал что-то военное, а в 1943 году его отправляют в Архангельскую область для «фиксации памятников русского зодчества». С тех пор архитектор занимается и фиксацией, и реставрацией деревянной архитектуры, формулирует собственную методику, становится, в сущности, отцом-основателем в области и музейного дела, и реставрации деревянных памятников. Эскапизм? Может быть. Как пишут кураторы, еще раньше Ополовников поступил в МАРХИ не просто так, а ужаснувшись коллективизации в республике Коми, где работал после Лесного техникума. Деревянная архитектура, безусловно, стала пристанищем.
Выставка «Ополовников. Реставратор русского деревянного зодчества». Музей архитектуры, 14.12.2022–05.02.2023
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Впрочем, где теперь пристанище для самой деревянной архитектуры, – вот что сложно сказать. Еще в XIX веке страна была построена в основном из дерева, в начале XX века сохранялись многие памятники, сейчас их единицы. Один из довольно ужасающих примеров – сгоревшая в 2018 году Успенская церковь в Кондопоге, была едва ли не самым любимым памятником Ополовникова.
Успенская церковь в Кондопоге. Макет. Выставка «Ополовников. Реставратор русского деревянного зодчества». Музей архитектуры, 14.12.2022–05.02.2023
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Успенская церковь в Кондопоге. Отмывка. Выставка «Ополовников. Реставратор русского деревянного зодчества». Музей архитектуры, 14.12.2022–05.02.2023
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Горят самые известные памятники, гниют остатки менее знаменитых построек в давно заброшенных деревнях. Только что на круглом столе Музея архитектуры Михаил Мильчик, доказывая, что перевозить памятники в музеи под открытым небом не всегда хорошо, рассказал, как в Норвегии на месте перевезенной в музей церкви поставили копию – просто чтобы дополнить исторический ландшафт. Так то в Норвегии. Историк деревянной архитектуры Игорь Шургин рассказал, что автора уникальной методики реставрации деревянных памятников Александра Попова исключили из методсовета. И призвал создать центр изучения деревянной архитектуры.
Но нет пока такого центра, а остатки деревянной архитектуры остаются самой уязвимой частью нашего наследия. Время Ополовникова, показанное на выставке, было к ним, скорее, благосклонно. Хотя в то время средневековую деревянную архитектуру совершенно ошибочно считали образцом каменной, много докомпоновывали и много перевозили, но все же сохранили и зарисовали тоже очень многое. А как тонко и красиво делали отмывки – просто заглядение.