Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

12.12.2022

Судьба Иофана

Юлия Тарабарина

В издательстве «Кучково поле. Музеон» вышла книга Владимира Седова «Архитектор Борис Иофан». Она основана на материалах архива семьи архитектора из коллекции Музея архитектурного рисунка Сергея Чобана и дает возможность познакомиться с большим объемом малоизвестных ранее материалов. Но текст книги выходит далеко за рамки комментария к архиву – по словам автора, это творческая биография. Написана она живо, местами пронзительно и оттого звучит очень актуально.

Но когда вы победите, говорю им,
вас захочет тоже кто-то победить. 
Александр Дольский. «Пилигримы»

Сергей Чобан купил у наследников Бориса Иофана архив архитектора, а историк архитектуры Владимир Седов написал к его материалам текст, да такой, который ощутимо выходит за рамки формата комментария к архивной графике. Получилась новая биография знаменитого «сталинского» архитектора, известного как автор Дома на набережной, павильона «Рабочий и колхозница» и проекта Дворца Советов. Иофана как-то поименовали даже, почти что не в шутку, «архитектором власти». Теперь выясняется, что это так, да не так. Он был в какой-то момент «на волне», тем более ощутимой была, вероятно, опала. Хотя не в тюрьму и не в Сучан, о чем говорить. А построил «придворный», казалось бы, архитектор – не так уж много. Словом, книга заставляет как-то и вдуматься, и вчувствоваться в неоднозначную историю архитектора Бориса Иофана. 

Первую биографию Иофана написал Исаак Эйгель, секретарь архитектора, после его смерти, она издана в 1978 году. До недавнего времени книга Эйгеля оставалась единственной монографией об архитекторе (впрочем, есть еще книга Марии Костюк в DOM publishers), который, по словам Владимира Седова, книжек про себя не издавал, архив особенно не систематизировал, ну, то есть, уже по выражению Пастернака, «над рукописями не трясся», – поскольку, вероятно, ему было много интереснее собственно проектирование. Да и – замечу от себя – время было советское, представлять себя на рынке архитекторам не требовалось. Это было, скорее, время посмертных монографий – если говорить о практике суммирования творческих работ.  
Вл.В. Седов «Архитектор Борис Иофан». М., Кучково поле. Музеон, 2022
Вл.В. Седов «Архитектор Борис Иофан». М., Кучково поле. Музеон, 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Презентация книги.  Вл.В. Седов подписывает книгу правнучке Б.М. Иофана
Презентация книги. Вл.В. Седов подписывает книгу правнучке Б.М. Иофана
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Но вернемся к новой книге. Она, действительно, ощутимо превосходит рамки описания архива: хотя некоторые признаки такого жанра наблюдаются в первой главе, посвященной учебе и работе архитектора в Италии, потом их становится все меньше, разговор об отдельных эскизах уступает место анализу проектов, их истории, месту в контексте советской архитектуры и в целом, как определяет жанр своего текста автор – творческой биографии. Впрочем, книга не перерастает и в развернутую монографию-исследование творчества, которая провела бы нас по всем деталям, объяснила все нюансы и показала все работы, поставив, на какое-то время, точку в данной теме. Книга останавливается где-то на полпути: графика – в основном из семейного архива, оттуда же редкие фотографии и немного документов в конце, еще немного листов из Музея архитектуры. В остальном это искусствоведческое исследование, которое ставит вопросы стилевой идентификации, периодизации, причин и следствий. Но при этом написано оно очень нескучно, может быть не как роман, но местами – определенно как повесть. 

Книга полезна в трех смыслах. Во-первых, публикация графики Иофана, которую раньше никто не видел – это, скажем так, базовый смысл работы. Далее, для большинства читателей, знакомых с работами архитектора шапочно, по учебникам и выставкам, она показывает очень сложный диапазон его творчества. Поскольку, в отличие от многих других коллег, Борис Михайлович, может, и страдал от директивной смены стилей, однако не только вида не показывал – а почти всякий раз искренне погружался в новые темы.

Освоил конструктивизм: можно спорить, Дом на набережной это конструктивизм или разновидность гибридно-комфортной архитектуры для наркомов, но другие работы Иофана периода авангарда может быть и не самые передовые, однако интересны.
Сельскохозяйственная академия им. К.А. Тимирязева. Аудитории. Третий вариант. 1930. Вл.В. Седов «Архитектор Борис Иофан». М., Кучково поле. Музеон, 2022
Сельскохозяйственная академия им. К.А. Тимирязева. Аудитории. Третий вариант. 1930. Вл.В. Седов «Архитектор Борис Иофан». М., Кучково поле. Музеон, 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Под конец жизни – Иофан погрузился в первую, легкую и позитивную, версию «оттепельного» модернизма. Хотя и о «зиккуратах» не забывал и тогда. С другой стороны, не все знают, что в 1960-е годы проводился еще один, послевоенный конкурс на Дворец Советов – тогда его планировали построить на Ленинских горах. Оттуда-то и зиккураты. 
Институт физкультуры в Москве. 1962-1975, жилые дома на Щербаковской улице, 1962-1969. Проекты модернистского периода. Вл.В. Седов «Архитектор Борис Иофан». М., Кучково поле. Музеон, 2022
Институт физкультуры в Москве. 1962-1975, жилые дома на Щербаковской улице, 1962-1969. Проекты модернистского периода. Вл.В. Седов «Архитектор Борис Иофан». М., Кучково поле. Музеон, 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Проекты Дворца Советов 1966-1972, послевоенный конкурс. Вл.В. Седов «Архитектор Борис Иофан». М., Кучково поле. Музеон, 2022
Проекты Дворца Советов 1966-1972, послевоенный конкурс. Вл.В. Седов «Архитектор Борис Иофан». М., Кучково поле. Музеон, 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Вот только послевоенный кремовый ампир и позднебрежневская архитектура с налетом постмодернизма – у архитектора «не пошли». Так ведь в этом архитектора и можно понять.

Плюс всплывают, опять же, малоизвестные неспециалистам постройки – к примеру, из-за того, что они расположены на закрытой территории. Вот, лаборатория Института физических проблем РАН на Воробьевых горах. Не все опять же задумываются о том, что Иофан проектировал станцию метро «Бауманская», впрочем в 1940 году она называлась «Спартаковская» и выглядела несколько иначе, хотя в целом и похоже. 
Проект кислородного павильона лаборатории Института физических проблем АН СССР в Москве. 1944. Вл.В. Седов «Архитектор Борис Иофан». М., Кучково поле. Музеон, 2022
Проект кислородного павильона лаборатории Института физических проблем АН СССР в Москве. 1944. Вл.В. Седов «Архитектор Борис Иофан». М., Кучково поле. Музеон, 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Не менее интересна судьба Иофана: в 1910-е годы он учится в Италии, стране, не слишком популярной для получения профессии архитектора – между тем пребывание там в качестве иностранца позволило ему, в числе прочего, избежать мобилизации и Первой мировой войны. Затем там же, в Италии архитектор работает, участвует в конкурсах, проектирует виллы, особняки, городские доходные дома и пригородные города-сады. Опять же в Италии вступает в компартию, общается с советскими делегациями, проектирует советское представительство и одновременно посольство США. И – знакомится с председателем ВСНХ Алексеем Рыковым, который приглашает его вернуться в Советскую Россию, обеспечивает переезд. Нарком и архитектор дружат до 1937 года, когда в феврале Рыкова арестовали и расстреляли. 
Проект города-сада в окрестностях Милана. Вл.В. Седов «Архитектор Борис Иофан». М., Кучково поле. Музеон, 2022
Проект города-сада в окрестностях Милана. Вл.В. Седов «Архитектор Борис Иофан». М., Кучково поле. Музеон, 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Проект советского представительства в Италии. Вл.В. Седов «Архитектор Борис Иофан». М., Кучково поле. Музеон, 2022
Проект советского представительства в Италии. Вл.В. Седов «Архитектор Борис Иофан». М., Кучково поле. Музеон, 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Вл.В. Седов «Архитектор Борис Иофан». М., Кучково поле. Музеон, 2022
Вл.В. Седов «Архитектор Борис Иофан». М., Кучково поле. Музеон, 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Значительная часть текста книги – подробный разбор – посвящена конкурсу на Дворец Советов, в каждом этапе которого так или иначе первым оказывался Борис Иофан, – здесь не обошлось без умелого общения с товарищем Сталиным, который обсуждал проект по ночам, в бункере, неоднократно, хотя затем испортил его, навязав двух соавторов, Щуко и Гельфрейха, и гигантскую статую на верхушке – согласно предположению Владимира Седова, статуя была идеей именно Иосифа Виссарионовича. 
Дворец Советов. Проект первого конкурса. Вл.В. Седов «Архитектор Борис Иофан». М., Кучково поле. Музеон, 2022
Дворец Советов. Проект первого конкурса. Вл.В. Седов «Архитектор Борис Иофан». М., Кучково поле. Музеон, 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Дворец Советов. Фигура рабочего, которая должна была венчать здание в одном из первых вариантов. Вл.В. Седов «Архитектор Борис Иофан». М., Кучково поле. Музеон, 2022
Дворец Советов. Фигура рабочего, которая должна была венчать здание в одном из первых вариантов. Вл.В. Седов «Архитектор Борис Иофан». М., Кучково поле. Музеон, 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Дворец был ключевой частью карьеры Бориса Иофана, и он же стал, вероятно, ее концом. После войны происходит совершенно феерическая мизансцена: архитектора внезапно отстраняют от работы, директивно сокращают мастерскую до 20 человек, заказ на высотку на Ленинских горах передают Льву Рудневу, Иофану же приказывают «...небольшими силами продолжить проектирование Дворца Советов», – это был приказ Сталина от 1948 года.

Владимир Седов видит в этом решении следствие двух причин. Первое: Иофан входил в Президиум Еврейского антифашистского комитета, а тема в период борьбы с космополитизмом оказалась опасной; 20 ноября 1948 года комитет распустили. Второе: проект Дворца Советов устарел, а может быть, даже «надоел», место Дворца заняли высотки, а стилистика Иофана, слишком американская или попросту не очень «национальная», руководству разонравилась. 
Здание на Ленинских горах, проект-предшественник высотки МГУ. Вл.В. Седов «Архитектор Борис Иофан». М., Кучково поле. Музеон, 2022
Здание на Ленинских горах, проект-предшественник высотки МГУ. Вл.В. Седов «Архитектор Борис Иофан». М., Кучково поле. Музеон, 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

В этом третья польза книги. Творческая биография Бориса Михайловича Иофана живо – благодаря авторскому тексту – и наглядно из-за фактов и документов, показывает, насколько сложной может быть судьба архитектора. С победами, которые, как быстро выясняется, немного стоят даже в небольшой исторической перспективе – и поражениями, которые человек достаточно сильный или попросту заинтересованный в своей профессии способен последовательно – ну, то есть, всю жизнь, – преодолевать.

Иными словами, книга эта полезна как лекарство и от гордыни, и от уныния – архитекторам.

А писателям об архитектуре показывает пути расширения границ «информационного повода», рождающего то ли повесть, то ли эссе, то ли аналитический очерк, ценный не только тем, что предлагает периодизацию работ и оценку их эстетического уровня вместе с попытками понять причины тех или иных поворотов, но и тем, что оживляет полузабытые в рутине исторические сведения – и они кажутся настолько живыми, актуальными, пронзительно-щемящими – что ужас просто.  Кстати, слово ужас и страх по тексту встречаются довольно часто. Очень своевременная книга, как сказал бы классик. Пойду повнимательнее почитаю. 
 

*

Книга издана на русском (Кучково поле. Музеон), английском и немецком (DOM publishers) языках. PS Нам подсказывают, что в английском и немецком издании другие акценты. Вот, значит и их стоит изучить. 

Самую дешевую цену нам удалось найти на данный момент на Ozon: 2200 р.