Обнародован проект нового небоскреба от архитекторов СПИЧ в Москва-Сити. В нем можно увидеть: московские высотки, Чикаго, архитектон Малевича и попытку деконструкции цельного образа московского небоскреба, найденного авторами в недавних предшествующих работах.
Компания «Галс-Девелопмент» 3 октября обнародовала на своем сайте планы по строительству трех масштабных зданий.
Самое крупное из них – офисная башня у моста Багратион – спроектирована архитектурной компанией СПИЧ. Ее высота, как сообщает девелопер, «почти 400 м», таким образом небоскреб, будучи реализован, может стать самым высоким офисным зданием Москвы.
Офисный небоскреб у моста Багратион. Москва-Сити. Проект, 2022
Здесь надо подчеркнуть, что в новой башне, судя по сообщению, будет преобладать офисная типология, тогда как другие небоскребы ММДЦ из числа самых высоких в основном обладают смешанной функцией, совмещая жилые апартаменты, деловые этажи и общественно-коммерческие помещения.
Если же говорить о высоте, то самое высокое на данный момент здание московского Сити – корпус «Восток» башни Федерация, спроектированной Сергеем Чобаном и Петером Швегером в 2002–2004 годах и реализованной к 2015 году, – его высота 373.7 м. Некоторое время «Федерация» была самым высоким зданием России и Европы, затем, после завершения Лахта-Центра в Петербурге (462 м), оказалась на 2 месте. Если говорить о построенных башнях Сити, то следующими по высотности будут южная башня комплекса ОКО (354,2 м, авторы американская компания SOM), и Neva Towers, также спроектированная архитекторами СПИЧ (345 м, АБ СПИЧ, HOK, FXFOWLE). Последний утвержденный вариант высоты башни One Tower, которая строится на участке номер 1 по проекту Сергея Скуратова – 444 метра.
Новую 400-метровую башню планируется построить у северо-западного торца моста «Багратион», симметрично «Башне 2000», первой башне Сити, построенной, как и мост, по проекту Бориса Тхора – автора первичной концепции ММДЦ в целом – в 1996–2001 годах.
Если новый проект будет реализован, мост Багратион окажется фланкирован двумя «входными» башнями, на правом и на левом берегах реки. Также сообщается, что 400-метровая офисная башня «Галса» станет последним небоскребом Сити, интегрированным в его подземную торговую и транспортную инфраструктуру. Иными словами, из башни мы будем попадать на крытый мост, в метро, в Афимолл и по подземным переходам в стилобаты других башен.
Офисный небоскреб у моста Багратион. Москва-Сити. Проект, 2022
Форма башни основана на «супрематических» пластинах – напоминает архитектоны Малевича и в то же время перекликается с «Городом столиц» NBBJ, унаследовавшим идею поворота стеклянных ярусов от проекта Эрика Эгераата.
Не в меньшей степени фасады 400-метровой башни у моста Багратион родственны решению двух других проектов СПИЧа: Neva Towers (2012–2019) и строящейся ZILArt Tower (2020– ). Прежде всего это сходство ощущается благодаря тому, что стеклянные поверхности организованы при помощи вертикальных, светлых и тонких, ламелей, которые становятся основой образного решения. Между тем если сравнивать «Башню Багратиона» с этими двумя проектами, она демонстрирует большую динамику пластического решения. Хотя сохраняет организацию формы по центральной оси, которая в данном случае совпадает с осью моста, и тяготение к пирамидальности – что по всей вероятности отсылает нас к московским высоткам, две из которых, это как минимум, попадут в одну панораму с будущей «Башней Багратиона», если смотреть на нее с Дорогомиловского моста ТТК.
Офисный небоскреб у моста Багратион. Москва-Сити. Проект, 2022
В целом создается впечатление, что архитекторы, найдя в своих предыдущих работах цельный образ пирамидальной высотки, скрещенной с аллюзиями на чикагскую архитектуру и современным – техничным и лаконичным – подходом к стеклянному небоскребу, – в новом проекте проводят эксперимент с, условно говоря, «деконструкцией» найденной формы. Так что проект логически вписывается в целую череду работ СПИЧа последних пяти, приблизительно, лет.
Из других особенностей – элегантно-простой металлический портал-рамка с полированными откосами и преобладание тонкой полосатой «штриховки» в интерьерах. В здании 80 этажей, приблизительная высота этажа – порядка 5 метров. Строительство планируют закончить в 2030 году.
Офисный небоскреб у моста Багратион. Москва-Сити. Проект, 2022