Как превратить заброшенное советское кафе удаленного города металлургов в современный арт-центр с арт-резиденцией? Рассказываем об опыте архбюро «Новое», который, с учетом иных условий и исходных данных, все же, по подходу, вполне похож на «Гараж» Рема Колхаса. И даже ближе к людям.
Выкса – город металлургического завода ОМК, который, как известно, уже многие годы развивает фестивали современного искусства. Первая арт-резиденция, место, куда художники могут приезжать, поселяться для работы над объектами и проектами, которые впоследствии выставляют здесь же, появилась в Выксе в 2017 году – ее нам показывала тогдашний куратор выксунских фестивалей Юлия Бычкова. Теперь резиденция переехала на новое место, в культурный центр, расположившийся в кафе «Волна» на берегу Нижнего пруда.
Здание построено в 1985 году по авторскому проекту архитектора Сергея Медведева – по его словам, это была редкая удача, работать с уникальным проектом, а вдохновлялся автор опытом Аалто и Райта, стремясь вписать постройку в природное окружение. Кафе предназначалось для двухсот японских рабочих, которые приехали на советский металлургический завод для настройки импортного оборудования. Рядом, для них же, но по типовому проекту, построили пластину общежития – одно из трех одинаковых зданий с фигурными балконами: типовые проекты в разных частях страны подчас отличались немалым разнообразием. Из общежития в кафе вел крытый переход. С 1986 по 1988 кафе кормило только японскую делегацию, туда доставляли продукты из «Березки», позднее оно стало первым в Выксе заведением, работавшим до 4 часов утра.
Кафе _Волна_ зимой. Вид сверхуПредоставлено Сергеем Медведевым / и фондом «ОМК-Участие»
Кафе «Волна». СтройкаПредоставлено Сергеем Медведевым / и фондом «ОМК-Участие»
После реконструкции, заказанной фондом ОМК архитектурному бюро «Новое», здание кафе стало мультифункциональным арт-центром: в нем разместилась как резиденция для художников, так и помещения для открытых мероприятий, рассчитанных на широкую аудиторию, в том числе, для детей. Пространство резиденции адаптировано для художников с ограниченными возможностями.
Культурный центр «Волна»© Архитектурное бюро «Новое»Культурный центр «Волна»© Архитектурное бюро «Новое»Культурный центр «Волна»© Архитектурное бюро «Новое»Культурный центр «Волна»© Архитектурное бюро «Новое»Культурный центр «Волна»© Архитектурное бюро «Новое»Культурный центр «Волна»© Архитектурное бюро «Новое»Кафе «Волна»Предоставлено архивом ВМЗКафе «Волна»Предоставлено архивом ВМЗ По словам архитектора бюро «Новое» Сергея Неботова, работая над реконструкцией, он ставил перед собой задачу сохранить и максимально раскрыть авторский замысел, «восстановить оригинальную концепцию». Обнаруженный в процессе работ пол терраццо не удалось сохранить, поскольку он был поврежден, но его восстановили. Советскую напольную плитку – сохранили и отреставрировали.
Особенно интересным авторам показалось двусветное пространство бывшей кухни.
Культурный центр «Волна»Фотография предоставлена фондом «ОМК-Участие»
Культурный центр «Волна»Фотография предоставлена фондом «ОМК-Участие»
Авторы реконструкции, по их словам, стремились сохранить в здании зонирование и атрибутику кафе советского кафе – так, в помещениях, где будут жить художники, на стенах появилась характерная масляная краска довольно-таки ярких оттенков.
Культурный центр «Волна»Фотография предоставлена фондом «ОМК-Участие»
Культурный центр «Волна»Фотография предоставлена фондом «ОМК-Участие»
Культурный центр «Волна»Фотография предоставлена фондом «ОМК-Участие»
К области ностальгического, вероятно, следует отнести ковры – впрочем, они на полу, а не на стенах, как мы привыкли в детстве; а также кургузые диваны и комоды, покрытые лакированным шпоном, восходящие к 1980-м.
Культурный центр «Волна»Фотография предоставлена фондом «ОМК-Участие»
Культурный центр «Волна»Фотография предоставлена фондом «ОМК-Участие»
Кафе «Волна». Интерьер, 1980-е гг.Предоставлено Сергеем Медведевым / и фондом «ОМК-Участие»
Во всем это много узнаваемого, этаких деталей «из детства». Хотя надо заметить, что реконструкция отличается пуризмом, не характерным для первоначального кафе «Волна» – которое, напротив, отличалось, скорее позднесоветским вариантом роскоши.
Культурный центр «Волна»Фотография предоставлена фондом «ОМК-Участие»
Теперь вместо подвесных потолков – бетон, стены тяготеют к белизне, обстановка – к монашеской. Что, вероятно, правильно для современного искусства – художник же должен быть бедным – но заставляет увидеть в проекте реконструкции скорее перетолкование с элементами исследования здания 1985 года, нежели восстановление его духа. Впрочем надо ли нам возрождать его дух?
Культурный центр «Волна»Фотография предоставлена фондом «ОМК-Участие»
Культурный центр «Волна»Фотография предоставлена фондом «ОМК-Участие»Культурный центр «Волна»Фотография предоставлена фондом «ОМК-Участие»Культурный центр «Волна»Фотография предоставлена фондом «ОМК-Участие»Культурный центр «Волна»Фотография предоставлена фондом «ОМК-Участие»Культурный центр «Волна»Фотография предоставлена фондом «ОМК-Участие»Культурный центр «Волна»Фотография предоставлена фондом «ОМК-Участие»Культурный центр «Волна»Фотография предоставлена фондом «ОМК-Участие» То же можно сказать о внешнем виде здания: оно носит отчетливый отпечаток видавшего виды советского кафе, несколько «подчищенного» под арт-резиденцию, но не сильно. И в то же время терраса, которая когда-то открывала вид на пруд, а теперь окружена деревьями, напоминает что-то неощутимо венецианское. Когда-то – наше кафе для японцев, стало нашей резиденцией, салютующей павильону Джардини с выксунских берегов? Не без нижегородского привкуса? Впрочем опять же, чем плох нижегородский привкус?
Сама по себе инициатива и визуальные особенности ее воплощения нельзя сказать, чтобы новы – скорее, они попадают в целую вереницу похожих историй. Взять, к примеру, хрестоматийный пример – ресторан «Времена года», превращенный по проекту Рема Колхаса в музей современного искусства «Гараж». Тоже модернистский общепит без охранного статуса с крайне бережным исследованием / сохранением / приспособлением, подчеркнуто простым и лаконичным, хотя не без доли пижонства. Конечно, «Гараж» больше, сложнее и богаче даже в смысле исходного материала, но в сущности «Волна» смотрится его выксунским «внуком».
|