Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

05.09.2022

Уйти от «Березки»

Юлия Тарабарина
Объект:
Культурный центр «Волна»
Адрес:
Россия, Выкса. улица 1 Мая, 36
Мастерская:
Архитектурное бюро «Новое»

Как превратить заброшенное советское кафе удаленного города металлургов в современный арт-центр с арт-резиденцией? Рассказываем об опыте архбюро «Новое», который, с учетом иных условий и исходных данных, все же, по подходу, вполне похож на «Гараж» Рема Колхаса. И даже ближе к людям.

Выкса – город металлургического завода ОМК, который, как известно, уже многие годы развивает фестивали современного искусства. Первая арт-резиденция, место, куда художники могут приезжать, поселяться для работы над объектами и проектами, которые впоследствии выставляют здесь же, появилась в Выксе в 2017 году – ее нам показывала тогдашний куратор выксунских фестивалей Юлия Бычкова. Теперь резиденция переехала на новое место, в культурный центр, расположившийся в кафе «Волна» на берегу Нижнего пруда. 

Здание построено в 1985 году по авторскому проекту архитектора Сергея Медведева – по его словам, это была редкая удача, работать с уникальным проектом, а вдохновлялся автор опытом Аалто и Райта, стремясь вписать постройку в природное окружение. Кафе предназначалось для двухсот японских рабочих, которые приехали на советский металлургический завод для настройки импортного оборудования. Рядом, для них же, но по типовому проекту, построили пластину общежития – одно из трех одинаковых зданий с фигурными балконами: типовые проекты в разных частях страны подчас отличались немалым разнообразием. Из общежития в кафе вел крытый переход. С 1986 по 1988 кафе кормило только японскую делегацию, туда доставляли продукты из «Березки»,  позднее оно стало первым в Выксе заведением, работавшим до 4 часов утра. 

Кафе _Волна_ зимой. Вид сверху
Кафе _Волна_ зимой. Вид сверху
Предоставлено Сергеем Медведевым / и фондом «ОМК-Участие»
Кафе «Волна». Стройка
Кафе «Волна». Стройка
Предоставлено Сергеем Медведевым / и фондом «ОМК-Участие»

После реконструкции, заказанной фондом ОМК архитектурному бюро «Новое», здание кафе стало мультифункциональным арт-центром: в нем разместилась как резиденция для художников, так и помещения для открытых мероприятий, рассчитанных на широкую аудиторию, в том числе, для детей. Пространство резиденции адаптировано для художников с ограниченными возможностями.
Культурный центр «Волна» © Архитектурное бюро «Новое»
Культурный центр «Волна»
© Архитектурное бюро «Новое»
Культурный центр «Волна» © Архитектурное бюро «Новое»
Культурный центр «Волна»
© Архитектурное бюро «Новое»
Культурный центр «Волна» © Архитектурное бюро «Новое»
Культурный центр «Волна»
© Архитектурное бюро «Новое»
Культурный центр «Волна» © Архитектурное бюро «Новое»
Культурный центр «Волна»
© Архитектурное бюро «Новое»
Культурный центр «Волна» © Архитектурное бюро «Новое»
Культурный центр «Волна»
© Архитектурное бюро «Новое»
Культурный центр «Волна» © Архитектурное бюро «Новое»
Культурный центр «Волна»
© Архитектурное бюро «Новое»
Кафе «Волна» Предоставлено архивом ВМЗ
Кафе «Волна»
Предоставлено архивом ВМЗ
Кафе «Волна» Предоставлено архивом ВМЗ
Кафе «Волна»
Предоставлено архивом ВМЗ

По словам архитектора бюро «Новое» Сергея Неботова, работая над реконструкцией, он ставил перед собой задачу сохранить и максимально раскрыть авторский замысел, «восстановить оригинальную концепцию». Обнаруженный в процессе работ пол терраццо не удалось сохранить, поскольку он был поврежден, но его восстановили. Советскую напольную плитку – сохранили и отреставрировали.

Особенно интересным авторам показалось двусветное пространство бывшей кухни.
Культурный центр «Волна»
Культурный центр «Волна»
Фотография предоставлена фондом «ОМК-Участие»
Культурный центр «Волна»
Культурный центр «Волна»
Фотография предоставлена фондом «ОМК-Участие»

Авторы реконструкции, по их словам, стремились сохранить в здании зонирование и атрибутику кафе советского кафе – так, в помещениях, где будут жить художники, на стенах появилась характерная масляная краска довольно-таки ярких оттенков. 
Культурный центр «Волна»
Культурный центр «Волна»
Фотография предоставлена фондом «ОМК-Участие»
Культурный центр «Волна»
Культурный центр «Волна»
Фотография предоставлена фондом «ОМК-Участие»
Культурный центр «Волна»
Культурный центр «Волна»
Фотография предоставлена фондом «ОМК-Участие»

К области ностальгического, вероятно, следует отнести ковры – впрочем, они на полу, а не на стенах, как мы привыкли в детстве; а также кургузые диваны и комоды, покрытые лакированным шпоном, восходящие к 1980-м. 
Культурный центр «Волна»
Культурный центр «Волна»
Фотография предоставлена фондом «ОМК-Участие»
Культурный центр «Волна»
Культурный центр «Волна»
Фотография предоставлена фондом «ОМК-Участие»
Кафе «Волна». Интерьер, 1980-е гг.
Кафе «Волна». Интерьер, 1980-е гг.
Предоставлено Сергеем Медведевым / и фондом «ОМК-Участие»

Во всем это много узнаваемого, этаких деталей «из детства». Хотя надо заметить, что реконструкция отличается пуризмом, не характерным для первоначального кафе «Волна» – которое, напротив, отличалось, скорее позднесоветским вариантом роскоши. 
Культурный центр «Волна»
Культурный центр «Волна»
Фотография предоставлена фондом «ОМК-Участие»

Теперь вместо подвесных потолков – бетон, стены тяготеют к белизне, обстановка – к монашеской. Что, вероятно, правильно для современного искусства – художник же должен быть бедным – но заставляет увидеть в проекте реконструкции скорее перетолкование с элементами исследования здания 1985 года, нежели восстановление его духа. Впрочем надо ли нам возрождать его дух? 
Культурный центр «Волна»
Культурный центр «Волна»
Фотография предоставлена фондом «ОМК-Участие»
Культурный центр «Волна» Фотография предоставлена фондом «ОМК-Участие»
Культурный центр «Волна»
Фотография предоставлена фондом «ОМК-Участие»
Культурный центр «Волна» Фотография предоставлена фондом «ОМК-Участие»
Культурный центр «Волна»
Фотография предоставлена фондом «ОМК-Участие»
Культурный центр «Волна» Фотография предоставлена фондом «ОМК-Участие»
Культурный центр «Волна»
Фотография предоставлена фондом «ОМК-Участие»
Культурный центр «Волна» Фотография предоставлена фондом «ОМК-Участие»
Культурный центр «Волна»
Фотография предоставлена фондом «ОМК-Участие»
Культурный центр «Волна» Фотография предоставлена фондом «ОМК-Участие»
Культурный центр «Волна»
Фотография предоставлена фондом «ОМК-Участие»
Культурный центр «Волна» Фотография предоставлена фондом «ОМК-Участие»
Культурный центр «Волна»
Фотография предоставлена фондом «ОМК-Участие»
Культурный центр «Волна» Фотография предоставлена фондом «ОМК-Участие»
Культурный центр «Волна»
Фотография предоставлена фондом «ОМК-Участие»

То же можно сказать о внешнем виде здания: оно носит отчетливый отпечаток видавшего виды советского кафе, несколько «подчищенного» под арт-резиденцию, но не сильно. И в то же время терраса, которая когда-то открывала вид на пруд, а теперь окружена деревьями, напоминает что-то неощутимо венецианское. Когда-то – наше кафе для японцев, стало нашей резиденцией, салютующей павильону Джардини с выксунских берегов? Не без нижегородского привкуса? Впрочем опять же, чем плох нижегородский привкус?

Сама по себе инициатива и визуальные особенности ее воплощения нельзя сказать, чтобы новы – скорее, они попадают в целую вереницу похожих историй. Взять, к примеру, хрестоматийный пример – ресторан «Времена года», превращенный по проекту Рема Колхаса в музей современного искусства «Гараж». Тоже модернистский общепит без охранного статуса с крайне бережным исследованием / сохранением / приспособлением, подчеркнуто простым и лаконичным, хотя не без доли пижонства. Конечно, «Гараж» больше, сложнее и богаче даже в смысле исходного материала, но в сущности «Волна» смотрится его выксунским «внуком».