Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

25.08.2022

Кольцевое построение

Юлия Тарабарина
Объект:
Станция метро «Загорье»
Адрес:
Россия, Москва.
Архитектор:
Юлия Тряскина
Мастерская:
UNK

Проект UNK interiors, победивший в конкурсе на метро «Загорье», модульностью и простотой формы созвучен идеям индустриальной жилой застройки ближайшего окружения. В то же время станция «вся металлическая», в чем откликается на название Липецкой улицы, поскольку Липецк – центр металлургии. Казалось бы, авторы могли увлечься брутальными образами проката и домны, но проект получился лаконичным и легким – изучаем, почему.

Результаты конкурса, проведенного сразу на две станции новой Бирюлевской линии метро, были объявлены 3 августа. Пять финалистов работали над архитектурным обликом станции «Остров мечты» (подробнее о победителе см. здесь), другие пять – над станцией «Загорье». Здесь победила концепция команды архитекторов компании UNK interiors под руководством Юлии Тряскиной.

Станция метро «Загорье». Конкурсный проект 2022
Станция метро «Загорье». Конкурсный проект 2022
© UNK

Станция «Загорье» – неглубокого залегания, но подземная, с двумя вестибюлями по сторонам путей, собранных в центральной части. Такой тип платформы нередко встречается, к примеру, в Париже и Риме, а для Москвы он нельзя сказать чтобы частый – как один из примеров можно назвать станцию Арбатскую, с которой начинается Филевская линия, – но в целом мы привыкли к центральной «островной» платформе с путями по сторонам и надежной стенкой с названием станции за вагонами подъезжающего поезда. 

Может быть поэтому авторы победившего проекта разделили пространства двух путей стенкой. Она маскирует ряд опор между поездами, она же отчетливо разграничивает «зоны влияния» двух платформ, в центр и из центра, визуально и психологически. Стена отнюдь не сплошная: в ней прорезаны крупные круглые отверстия с элегантными скосами обрамлений и кольцами линейной подсветки, сквозь них видна противоположная платформа, люди, поезда и крупные надписи с названием станции на стенах, – но именно этот взгляд «сквозь раму» превращает пространство напротив в подобие картины на стене. С одной стороны, перспектива раскрыта и мы можем взглянуть достаточно далеко. С другой стороны, наша часть платформы очерчена вполне определенно, – в сумме это, вероятно, даст некий баланс комфорта и простора: не слишком замкнуто, но и не очень открыто. 
Станция метро «Загорье». Конкурсный проект 2022
Станция метро «Загорье». Конкурсный проект 2022
© UNK
Станция метро «Загорье». Конкурсный проект 2022
Станция метро «Загорье». Конкурсный проект 2022
© UNK

Основную, объединяющую идею проекта авторы, по их собственным словам, извлекли из названия и направления Липецкой улицы: Липецк город металлургов, поэтому главной темой стал металл. Черный потолок, серебристые стены, оранжевые вкрапления и подсветка намекают на цвет раскаленного литья. Платформы различаются оттенком: та, откуда поезда направляются в центр города, подсвечена теплым светом, платформа с поездами из центра – решена в прохладных тонах. Причем различие построено только на подсветке, то есть не должно очень уж бросаться в глаза. Но при взгляде с «теплой» платформы на «холодную» через окно-иллюминатор, благодаря наложению «картин» друг на друга разница будет, вероятно, прочитываться хорошо. 
Станция метро «Загорье». Конкурсный проект 2022
Станция метро «Загорье». Конкурсный проект 2022
© UNK

Тему раскаленного металла поддерживают элементы декора станции – их немного, что работает на выразительность каждого. По черному потолку проложены оранжевые линейные светильники, похожие на дорожки раскаленного металла. Лампы на эскалаторах подкрашены снизу оранжевым градиентом: как будто раскаляются прямо на глазах. Тот же эффект дает рыжеватая подсветка по контуру потолка. Массивные сиденья на платформе решены как цилиндрические «чушки» металла с брутальными вырезами. 
Станция метро «Загорье». Конкурсный проект 2022
Станция метро «Загорье». Конкурсный проект 2022
© UNK
Станция метро «Загорье». Конкурсный проект 2022
Станция метро «Загорье». Конкурсный проект 2022
© UNK

Между тем вовсе нельзя сказать, что в эмоциональном плане тема раскаленного металла, обстановка доменного или прокатного цеха превалирует – вовсе нет. Она скорее оттеняет своими «сполохами» строгую и в целом скорее прохладную поверхность стен. Важнее оказывается фактура металла, или сказать точнее, металлов. К основному матово-серебристому оттенку добавлены где-то полированные зеркальные поверхности, но по большей части – медные: в декоративных ребристых полосах стен и – особенно – над эскалаторами. 
Станция метро «Загорье». Конкурсный проект 2022
Станция метро «Загорье». Конкурсный проект 2022
© UNK

«Медные» поверхности над эскалаторами особенно хороши. Известно, что, стоя на механических лестницах подъема и спуска, мы особенно скучаем и нередко рассматриваем потолок. Может быть поэтому в новых станциях, особенно тех, где присутствует авторская архитектура, потолкам над эскалаторами уделяют особенное внимание. Здесь вверху – крупные поперечные цилиндры медного цвета, они напоминают то ли катушки с проволокой, то ли какие-то катки. Включив воображение, можно подумать, что выше – еще один эскалатор, который «наматывается» на эти цилиндры. Как часто мы думаем о том, что расположено под лентой и что движет ступеньками? А тут нам как будто дали подсказку. Словом, промышленная эстетика потолка совершенно нетривиальная. 
Станция метро «Загорье». Конкурсный проект 2022 © UNK
Станция метро «Загорье». Конкурсный проект 2022
© UNK
Станция метро «Загорье». Конкурсный проект 2022 © UNK
Станция метро «Загорье». Конкурсный проект 2022
© UNK
Станция метро «Загорье». Конкурсный проект 2022 © UNK
Станция метро «Загорье». Конкурсный проект 2022
© UNK

В павильонах входов выпуклые медные «катушки» превращаются в углубления того же профиля – и золотистые. Как будто некая красноватая заготовка «из подземелья» отпечаталась здесь, в ювелирном изделии, предназначенном, в свою очередь, уже не для подземелья, а для города – ведь именно входными павильонами станция заявляет о своем присутствии в нем.
Станция метро «Загорье». Конкурсный проект 2022
Станция метро «Загорье». Конкурсный проект 2022
© UNK

Наземных павильонов – семь,  все они подчинены общему модулю круга в квадрате и все при этом разные – так авторы, «набирая пятнашки», подчеркивают гибкость предложенной модульной системы и, с другой стороны, предлагают наметить различия между объемами для лучшей ориентации пассажиров. Есть павильон, все стены которого составлены из круглых окон, есть – с двумя-тремя проемами. 
Станция метро «Загорье». Конкурсный проект 2022
Станция метро «Загорье». Конкурсный проект 2022
© UNK

Глядя на павильоны, понимаешь, что, конечно, главный объединяющий мотив всего проекта – не столько металл, хотя, конечно, и он тоже, – сколько круг. Круглое окно, практически унаследованное авангардом от готики и ренессанса, хотя на словах от пароходных и самолетных окон и промышленных труб – впрочем, надо признать, что только архитекторы авангарда предложили ставить круглые окна в ряд. Круги здесь повсюду, и на станции, и в павильонах, и в обрамлениях инфографики, где временами переходят к эллипсам. Сочетание металла и крупных круглых отверстий отсылают нас уже не к авангарду, а в большей степени к дизайнерским поискам оптимальной «космической» формы шестидесятых: иллюминаторов, круглых люков – для чего еще нужна тяжелая металлургия, как не чтобы помогать проникновению человека в новые, несвойственные ему среды, в космос ли, или под землю, как в метро. 
Станция метро «Загорье». Конкурсный проект 2022
Станция метро «Загорье». Конкурсный проект 2022
© UNK

Отсюда, как будто бы из шестидесятых – простая легкая форма, сдержанная серебристость, модульность. Что очень актуально сейчас и хорошо рифмуется, как справедливо подчеркивают авторы, с промышленной застройкой Липецкой улицы – не споря в то же время с зеленью Бирюлевского лесопарка на ее противоположной стороне.
Станция метро «Загорье». Конкурсный проект 2022
Станция метро «Загорье». Конкурсный проект 2022
© UNK

Такой «павильон футура», строго говоря, может адаптироваться к любому окружению, где-то благодаря своей лаконичности и легкости, где-то на контрасте. Днем серебристая поверхность и большой диаметр отверстий будут работать на легкость восприятия их конструкций, как будто алюминиевых, как будто принесенных невзначай и расставленных по местам. Ночью же они будут светиться изнутри, акцентируя золотистые волны потолков, но не исключая, в то же время, взгляда на просвет.
Станция метро «Загорье». Конкурсный проект 2022
Станция метро «Загорье». Конкурсный проект 2022
© UNK
Станция метро «Загорье». Конкурсный проект 2022
Станция метро «Загорье». Конкурсный проект 2022
© UNK

Решение строгое и легкое, цельное и модульно-разнообразное, ясно мотивированное местоположением и насыщенное редкими, но от этого еще более интересными «на вкус» деталями, фактурными и световыми вкраплениями. Ни отсылка к авангарду, ни корабельно-космическая образность, ни «металлургическая» тема не превалируют и не подавляют – напротив, все просто и легко, оптимистично, как в шестидесятые. Что хочется признать несомненным достоинством проекта.
План вестибюлей. Станция метро «Загорье». Конкурсный проект 2022 © UNK
План вестибюлей. Станция метро «Загорье». Конкурсный проект 2022
© UNK
Планы платформы. Станция метро «Загорье». Конкурсный проект 2022 © UNK
Планы платформы. Станция метро «Загорье». Конкурсный проект 2022
© UNK
Продольный разрез платформы. Станция метро «Загорье». Конкурсный проект 2022 © UNK
Продольный разрез платформы. Станция метро «Загорье». Конкурсный проект 2022
© UNK