Канада,Брамптон.Donald M. Gordon Chinguacousy Park located in the City of Brampton
Авторский коллектив:
Георгий Александрович Федулов
Проект «памятника последнему геноциду» Георгия Федулова занял 3 место на международном конкурсе. Памятник, ради которого проводился конкурс, планируется установить в канадском городе Брамптоне.
Проект Георгия Федулова участвовал в конкурсе, проводимом Bee Breeders в 2021–2022 годах. Название конкурса – The last genocide memorial: «последний памятник геноциду». От участников требовалось предложить памятник всем жертвам геноцида за всю историю человечества в целом (в конкурсном брифе организаторы особо упомянули жертв гражданской войны в Шри-Ланке 1983-2009 годов). Согласно брифу, памятник должен был, средствами архитектуры в том числе, донести до зрителей причины и последствия ужасных событий.
Результаты конкурса были опубликованы 25 февраля 2022 года. Проект Георгия Федулова занял 3 место.
Опять же согласно брифу, проекты-победители будут рассмотрены как претенденты на реализацию. Проекты всех победителей, 1 и 2 место, также как и призы симпатий, можно найти на сайте конкурса. Памятник планируют установить в канадском городе Брамптоне, который входит в агломерацию Торонто и располагается недалеко от его аэропорта, в парке Шингуакуси. Его максимальные габариты, предложенные участникам конкурса как ограничения размера, составили 3.7 м в диаметре и 5.5 м высоты.
Георгий Федулов предложил мемориал в виде металлической скульптуры, составленной из трубок круглого сечения диаметром 70 см. Трубки образуют цилиндр – то ли трубу, то ли колонну, то ли «гурт», пучок тяг готического собора. Гурт разорван, трубки покороблены на краях и ржавеют. Они покрыты лаком, но не везде, и сам лак со временем, по словам автора, должен истончиться и испортиться, причем памятник продолжит покрываться естественной патиной: это, по словам автора «подчеркивает течение времени, которое не всегда лечит все раны».
Разрыв расположен в нижней части и памятник держится «на честном слове», на нескольких трубках с одной стороны. В его основании, в земле, однако, трубок больше, они срезаны в уровне травы и в них посажены синие цветы, снабженные под землей системой полива. Они, как можно предположить, обозначают давних жертв геноцида, тех, память о ком уже практически стерлась. И в то же время представляют собой своего рода «синее облако» в основании монумента, нечто живое и противоположное цоколям традиционных монументов.
Название – Integrity, Целостность, – противоречит в данном случае форме монумента и может быть понято как еще один способ акцентировать разрыв, травму и сомнения в ее преодолимости. Вот только возможен ли самый последний монумент геноциду, хотелось бы знать.