Загородный дом от бюро «Хвоя» с характерным лиризмом и чертами японской традиционной архитектуры, построенный меж сосен Карельского перешейка.
Деревянные загородные дома – одно из направлений, в котором состоялось петербургское бюро «Хвоя». Три предыдущих проекта в этой типологии – Дом у моря, Дом для двух художников и Дом в Кавголово – схожи с Домом-скобкой обстоятельствами: стремлением сохранить нетронутой природу Карельского перешейка и выбором дерева в качестве основного материала. Однако у каждого свой характер, а кроме того бездна обаяния, заставляющая зрителя мыслить в категориях антропоморфизма: дома «живые» и рассказывают историю еще до знакомства с хозяевами, их пространства способны формировать события, замедлять время, подсвечивать важное. Дома «Хвои» легко перенести в художественный мир, где они могли бы играть роль полноправного героя – как, например, в «Легких мирах» Татьяны Толстой, или в анимационных фильмах Хаяо Миядзаки.
Дом-скобка, как и его предшественники, располагается на участке, поросшем соснами. Пустое пространство между деревьями появилось в результате земляных работ, проделанных предыдущим владельцем – в это пятно архитекторы и вписали дом, получив трехчастную композицию. Центральная связующая часть – светлое пространство с окнами в пол, выходящими на две стороны. Здесь объединяются кухня, столовая и гостиная. В крыле, выходящем к дороге, располагаются вход и технический блок, а на втором уровне – гостевая комната. В удаленном от дороги флигеле – спальни, детская и кабинет в антресоли. В торцах здания устроены две крытые террасы – одна примыкает к мастер-спальне, вторая предназначена для отдыха после сауны. Благодаря изогнутой форме дома выделяется пространство полузакрытого двора.
Снаружи дом производит впечатление одноэтажного – за счет приземистой кровли с небольшими мансардными окнами. Ее выступающие свесы, формирующие террасы, «подшиты» деревянными рейками, что придает сходство со шляпкой гриба на толстой ножке. Стены дома облицованы рейками, часть из которых развернута перпендикулярно, запуская ритм и вибрацию. Большие окна гостиной истончают границу между интерьером и ландшафтом, а снаружи создают ощущение галереи, соединяющей приватные части дома – в традиционном жилище это могли бы быть женская и мужская половины. Вечером окна без импостов, чередующиеся с глухими частями стен, создают иллюзию сёдзи – раздвижных дверей в японских домах – любовь к культуре этой страны прослеживается и в других проектах «Хвои».
Интерьеры дома просты, но в то же время изысканны: на фоне светлых оштукатуренных стен «проступают» деревянные конструкции, становясь главными акцентами. Огромные окна берут в раму виды на лес. Помещения, расположенные на втором этаже – кабинет и гостевая комната – визуально связаны с коридорами, что расширяет внутреннее пространство дома, «растягивая» его по высоте.