Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

16.08.2022

Кирпичное узорочье

Наталья Коряковская, Наталья Коряковская
Мастерская:
АО «Фирма «КИРИЛЛ»

Один из самых влиятельных и узнаваемых стилей в русской архитектуре – Узорочье XVII века – до сих пор не исчерпало своей вдохновляющей силы для тех, кто работает с кирпичом

Узорочье – наиболее жизнерадостный и декоративный стиль в истории русской архитектуры, который стал ее визитной карточкой. Именно кирпичное узорочье, как правило, представляет то, что мы называем русским национальным стилем в архитектуре. Лекция об истоках узорочья не случайно попала в программу семинара «Городские кварталы», который для архитекторов провели компания «КИРИЛЛ» и Кирово-Чепецкий кирпичный завод: повсеместное увлечением приемами узорочья и его невероятное долголетие дает основание присмотреться к нему повнимательнее и, возможно, подчерпнуть что-то интересное для современной строительной практики. Публикуем тезисы выступления научного сотрудника Государственного музея архитектуры Кирилла Постернака в рамках семинара.

Наверное, никогда ни до, ни после расцвета русского узорочья в XVII веке национальная архитектура не достигала такого разнообразия и качества декоративного убранства. Узорочье зародилось в первой половине XVII столетия, когда русское государство оправлялось от Смуты. По сути, оно было отзвуком общеевропейского направления маньеризма, которое с некоторым запозданием и в очень своеобразном виде пришло на русскую почву. И здесь тяга к богатой орнаментации оказалось созвучна настроениям зодчих: в какой-то мере эта архитектура отражала ощущение победы выстоявшего и укрепляющегося в своей мощи государства.

Церковь Троицы в Никитниках
Церковь Троицы в Никитниках
Фото: Кирилл Постернак

Только в 1620-е годы началось массовое каменное строительство, и первые проявления нового стиля можно наблюдать на постройках царской резиденции. Сложности и масштабы задач по восстановлению потребовали привлечения иностранных мастеров, которые привнесли с собой многие приемы западноевропейской архитектуры. Именно из них во многом и родился самый узнаваемый русский стиль. Так, на Спасской башне, которая как раз в это время была надстроена для установки часового механизма, появились явно готические завершения, привнесенные мастером-шотландцем, а на фасадах Теремного дворца – ренессансный и маньеристический белокаменный декор: резные пилястры, фронтоны и характерный элемент узорочья – висячая гирька. Гирьку привнес на русскую почву еще Аристотель Фьораванти, но особенно она полюбилась зодчим именно XVII века.

Довольно быстро праздничные, богатые декором формы перешли в строительство за кремлевскими стенами. И здесь программным произведением, высококлассным образцом для многочисленных реплик стала церковь Троицы в Никитниках, основной период строительства которой пришелся на 1630-е гг. Увенчанная пятиглавием в подражание кремлевским соборам, церковь на самом деле имеет лишь один световой барабан. При этом все пять главок окружены нарядной горкой кокошников, создающих почти скульптурный силуэт. Стены украшены белокаменными деталями с виртуозной резьбой в маньеристическом духе.
Церковь Троицы в Никитниках Фото: Кирилл Постернак
Церковь Троицы в Никитниках
Фото: Кирилл Постернак
Церковь Троицы в Никитниках Фото: Кирилл Постернак
Церковь Троицы в Никитниках
Фото: Кирилл Постернак

Эта церковь демонстрирует целый комплекс приемов работы с кирпичом, которые вслед за Москвой начали осваивать региональные школы, например, ярославская. Здесь в это время существуют еще переходные формы, более скромные в плане декора, но уже используются некоторые новые элементы – например, т.н. ширинки или ленты из квадратных углублений, напоминающих филенки. Нередко их заполняли изразцами – еще одним характерным элементом узорочья.

С 1640-х годов стали появляться узнаваемые реплики церкви Троицы в Никитниках, такие как Троицкий собор в Муроме или Вознесенская церковь в Великом Устюге.  Причем все чаще четверик основания растягивался в поперечном направлении, а декоративное убранство усложнялось.





Не избежала влияния узорочья и шатровая архитектура, которая активно развивалась вплоть до ее запрещения патриархом Никоном в середине XVII века. Ее развитие также шло по пути усложнения декоративности: шатры соединялись с пятиглавием, украшались изразцами, множились, превращаясь в чисто декоративные надстройки. Такие сложноустроенные храмы все больше напоминали скульптурную композицию. Среди наиболее выдающихся памятников следует назвать церковь Рождества Богородицы в Путинках в Москве и Одигитриевскую церковь в Вязьме.

Царь Алексей Михайлович также энергично занимался строительством, и в его правление русское узорочье было доминирующим стилем. Судя по памятникам эпохи, русские зодчие, видимо, пользовались и какими-то западными изобразительными источниками, откуда заимствовали отдельные архитектурные элементы, переосмысливая и видоизменяя их. Например, глядя на Красные ворота Саввино-Сторожевского монастыря, можно предположить, что мастера никогда не видели каннелированных колонн, и выполнили их в виде пучка колонок-валиков. Цитировались и более ранние произведения, например, построенные итальянцами соборы Кремля.
Храм Николая Чудотворца в Хамовниках Фото: Кирилл Постернак
Храм Николая Чудотворца в Хамовниках
Фото: Кирилл Постернак
Церковь Космы и Дамиана в Старых Панех Фото: Кирилл Постернак
Церковь Космы и Дамиана в Старых Панех
Фото: Кирилл Постернак

В это же время в культовом строительстве появляется новый тип храма – т.н. кораблем, когда церковь, трапезная и колокольня выстраивались по одной линии, как например, в церкви Григория Неокессарийского на Полянке.

Помимо Москвы, другим крупным центром развития узорочья в это время становится уже упоминавшийся Ярославль – именно здесь оно достигает такого масштаба и сложности, что превращает стены в сплошной ковровый орнамент: арки вкладываются друг в друга и образуют перспективные композиции, колонки полностью утрачивают связь со своими европейскими прообразами и становятся чисто декоративным элементом, задача которого лишь заполнить пространство и нигде не оставить гладких фасадов. Примером может послужить церковь Иоанна Предтечи в Толчкове, где в этом обилии декора – всевозможных косичках, чешуйках и плетенках – вероятно, нашли отражение даже мотивы народной резьбы по дереву.
Церковь Рождества Богородицы в Путинках Фото: Кирилл Постернак
Церковь Рождества Богородицы в Путинках
Фото: Кирилл Постернак
Храм Святителя Николая Мирликийского в Пыжах Фото: Елена Самылина
Храм Святителя Николая Мирликийского в Пыжах
Фото: Елена Самылина

Уже в последующую эпоху, когда после смерти Алексея Михайловича на первый план выходит т.н. нарышкинский стиль, русское узорочье никуда не исчезает: оно оказалось настолько живучим, что даже во времена правления Екатерины II, например, в Суздале появляются храмы, продолжающие эту традицию. Под влиянием барокко в них появилась разве что новая вогнутая форма шатра. А в XIX веке, на волне поисков национального стиля эпохи историзма, зодчие снова обратились к узорочью, возведя его в число образцов подлинно русской архитектуры. Множество знаковых памятников этого времени, от Спаса на Крови до здания Исторического музея в Москве построены с использованием мотивов узорочья.
Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове
Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове
Фото: Валентина Феофилактова

И хотя сегодня прямое цитирование русского узорочья встречается разве что в культовом строительстве, богатая палитра виртуозных приемов обращения с кирпичом, возможно, еще не исчерпана и может быть полезна современным архитекторам, обращающимся к работе с этим материалом.