Мемориальный комлекс на стыке архитектуры и ленд-арта материализует память об итальянском городе, разрушенном землетрясением. Редакция выражает Юрию Пальмину признательность за предоставленные фотографии.
Джибеллина – небольшой городок на Сицилии, полностью разрушенный землетрясением, которое произошло в 1968 году в долине Беличе. Новую Джибеллину решили отстроить с нуля в нескольких километрах от руин, пригласив к участию итальянских художников и архитекторов – что из этого получилось, можно посмотреть, например, здесь. Один из художников, Альберто Бурри, предпочел сфокусироваться на трагедии и предложил мэру города масштабный проект, который помогал бы не только увековечить ее, но и преодолеть.
Альберто Бурри был врачом по образованию, а художественные поиски начал в 1943 году, попав в лагерь для военнопленных в Техасе. Он работал сериями, экспериментируя с фактурой материалов – мешковины, пемзы, песка, а затем древесины, пластика и металла. После посещения Долины Смерти в Сьерре-Неваде в творчестве Бурри появился мотив трещины – по-итальянски «cretto». Художник наносил на холст густые пасты, в которые подмешивал в глину и песок, пытаясь повлиять на характер будущего кракелюра.
Работа над руинами Джибеллины стала продолжением этих экспериментов и их кульминацией: Бурри предложил накрыть город белым бетонным «саваном», в котором трещины-разломы повторяли бы рисунок улиц и очертания домов. Так выжившие смогут вернуться к знакомым местам – церкви, площади, бывшему дому, и через воспоминание и осознание постепенно излечить свою травму.
Работа началась в 1985 году: обломки города собирали в блоки, возводили вокруг них опалубку, а затем заливали цементом. Высота блоков не превышала 160 см, позволяя окинуть взглядом весь мемориал, а размер сторон блоков варьировался от 10 до 20 метров. Весь комплекс занял территорию размером 300х400 метров.
Белизна бетона резко контрастирует с окружающей зеленью, но в то же время рукотворный ландшафт продолжает природный, следуя изгибам рельефа: издалека создается ощущение, что город был стерт с лица земли, после чего осталась лишь его тень. Трещины, образующие лабиринт улиц, служат не только переходами, но и емкой метафорой: раны, разлома, резкого изменения повседневности, разделяющего жизнь на «до» и «после».
В 1989 году работы были остановлены, но проект удалось завершить в 2015 году, к 100-летнему юбилею Бурри – более позднюю часть легко отличить по цвету, поскольку со временем цемент потемнел от лишайников и атмосферных загрязнений, потребовав реставрации.
Комплекс Cretto di Gibellina стал одним из самых масштабных произведений искусства как по размерам, так и воздействию на зрителя: его, например, сравнивают с «Герникой» Пабло Пикассо.