В книге Феликса Новикова и Ольги Казаковой собран пласт малоизвестных построек 2 половины XX века, что позволяет выстроить новый визуальный ряд в рамках истории советской архитектуры от «классики» до постмодернизма. Но, как признают сами авторы, увы, пока не полностью.
Это первая книга об архитектуре советских посольств, теме, табуированной из-за не вполне правильно понятой секретности зданий: «ни в одном учебнике истории советской архитектуры вы не найдете ни одного дипломатического представительства СССР, несмотря на тот факт, что многие из них построены по проектам выдающихся мастеров: народных, заслуженных, лауреатов высших премий страны. И подобно тому как деятели культуры, иммигрировавшие из Страны Советов, исчезали из советской печати, так замалчивались и эти проекты», – пишет Феликс Новиков в предисловии.
Феликс Новиков, Ольга Казакова. «Архитектура советской дипломатии». Екатеринбург, TATLIN, 2021Фотография: Архи.ру
Однако – продолжает он – советские архитекторы разрабатывали только архитектурные концепции. Рабочим проектированием и строительством занимались компании тех стран, в которых расположены представительства, документацию согласовывали городские власти: иными словами, чертежи не представляли секрета ни для одной из сторон. Кроме того, значительную часть данных для публикации предоставил (и согласовал всю публикацию в целом) МИД России. Да и чертежей в книге не очень много, картинки небольшие и рассмотреть на них что-то серьезное не представляется возможным даже при желании. Но об этом чуть позже.
А пока – в книге Феликса Новикова и Ольги Казаковой «Архитектура советской дипломатии» собрана история зданий, спроектированных и построенных после II Мировой войны в качестве посольств СССР в разных странах на четырех континентах – проекты собраны по континентам, которые обозначены как внутри книги, так и на обложке, пиктограммами, чей смысл прочитывается с некоторым трудом. Книга вышла в издательстве Tatlin.
Феликс Новиков, Ольга Казакова. «Архитектура советской дипломатии». Екатеринбург, TATLIN, 2021Фотография: Архи.ру
Основу книги составляют рассказы о проектах 25 советских посольств, спроектированных и реализованных после Второй мировой войны и до середины 1990-х, а именно до 1994 года. Самые поздние – посольство в Адис-Абебе, Эфиопия, консульство в Карачи, Пакистан, и, вот удивительно, посольство в Вашингтоне, США, было закончено в 1994 году. Хотя начато в 1980 – сразу скажем, книга показывает нам, что многие здания посольств строили очень подолгу, прямо вот десятками лет.
Самые ранние из представленных – два классицистических здания посольств в Берлине и Варшаве, причем варшавское, завершенное в год отмены архитектурных излишеств, ощутимо более помпезно, чем берлинское (1949–1951).
Посольство СССР в Берлине (1949–1951). Феликс Новиков, Ольга Казакова. «Архитектура советской дипломатии». Екатеринбург, TATLIN, 2021Фотография: Архи.ру
Посольство СССР в Варшаве(1955). Феликс Новиков, Ольга Казакова. «Архитектура советской дипломатии». Екатеринбург, TATLIN, 2021Фотография: Архи.ру
Но в основном «послевоенный бум посольского строительства» относится к периоду советского послевоенного модернизма.
Особый тон задают «оттепельные» здания, легкие и простые, и, в противовес мысли о том, что посольство может быть крепостью на чужой земле, открытые и прозрачные на вид, – построенные в конце 1960-х и начале 1970-х годов. К примеру, посольство Швеции, построенное по раннему проекту (начато в 1958 году) – со стеклянными стенами и галереей на тонких круглых столбах. Те же качества демонстрирует представительство СССР при Европейском отделе ООН в Женеве, тоже раннее, 1962–1963 годов – видно, как Страна Советов, перестав изъясняться на «дворцовом» наречии, осваивает пластику языка интернациональной архитектуры, обозначая надежду на успехи дипломатии через открытость формы.
Посольство СССР в Швеции (1958–1971, А. Полянский и др.). Феликс Новиков, Ольга Казакова. «Архитектура советской дипломатии». Екатеринбург, TATLIN, 2021Фотография: Архи.ру
Представительство СССР при Европейском отделе ООН в Швейцарской конфедерации / Женева (1962–1963, Д. Бурдин и др.). Феликс Новиков, Ольга Казакова. «Архитектура советской дипломатии». Екатеринбург, TATLIN, 2021Фотография: Архи.ру
Впрочем, пролистывая книгу, довольно быстро начинаешь понимать, что более распространен был другой подход, не такой интернациональный и разными нитями завязанный на контекст. Сам жанр посольского здания предполагает как погружение в культуру страны – скажем так, из вежливости гостя, так и перенос на чужую землю собственных образов – как сувенир с родины на память. Причем первый, насколько можно судить по материалу, представленному в книге, чаще выражается в архитектуре, объемах, ритме и орнаментике, а второй приживается внутри через монументальное искусство. Вскоре к оттепельным «хрустальным дворцам» присоединяется и помпезная образность, собственно «дворцовая», хотя трактуют ее все же более сдержанно, чем в Варшаве 1955 года. Таковы посольство в Париже, напоминающее как Бостонскую ратушу, так и московские РИА Новости на Зубовском бульваре, и посольство в Испании, с которым связана довольно увлекательная история участия Ильи Глазунова.
С другой стороны, очевидно, что и орнаментика, и поиск формы, и своего рода культурный романтизм тогда, когда он появляется – не перехлестывают через край, а остаются в рамках глобальных тенденций: ни одного «каменного замка» после 1955 года так и не возникло, язык советской архитектуры сходится с языком архитектуры мира и в проектах наших посольств постмодернизма не больше, чем в мире вообще. Так и хочется предположить, что в единстве архитектурного языка где-то заложены и основы для успеха дипломатии как таковой. Во всяком случае, желание высказываться на одном пластическом наречии – точно.
Посольство СССР в Греции (1961–1980, А. Полянский и др.). Феликс Новиков, Ольга Казакова. «Архитектура советской дипломатии». Екатеринбург, TATLIN, 2021Фотография: Архи.руПосольство СССР в Замбии (1972–1973, Е. Перченков и др.). Феликс Новиков, Ольга Казакова. «Архитектура советской дипломатии». Екатеринбург, TATLIN, 2021Фотография: Архи.руПосольство СССР в Нигерии (1968, В. Егерев и др.). Феликс Новиков, Ольга Казакова. «Архитектура советской дипломатии». Екатеринбург, TATLIN, 2021Фотография: Архи.руФеликс Новиков, Ольга Казакова. «Архитектура советской дипломатии». Екатеринбург, TATLIN, 2021Фотография: Архи.ру Каждое из 25 рассмотренных зданий снабжено указанием дат и авторов, последних как правило немного, один-два, надо думать потому, что советские архитекторы работали только над эскизными концепциями. Проекты снабжены иллюстративным рядом и текстами, причем описания разнятся: где-то они созданы авторами книги, где-то использованы статьи, ранее опубликованные в журналах – к примеру, в нескольких случаях перепубликованы статьи Евгения Асса и Андрея Бокова из «Декоративного искусства СССР». В пяти случаях – там, где получилось – вместо очерков нам предлагают прочитать интервью с авторами проектов: Владлен Красильников рассказывает о посольстве в Габоне и об истории проектирования здания посольства СССР в Испании (авторами значатся Анатолий Климочкин и Илья Глазунов), Юрий Коновалов об Эфиопии, Аркадий Половников о Непале, Феликс Новиков, один из авторов книги – о своем опыте проектирования посольства в Мавритании. Все интервью взяты Ольгой Казаковой.
Феликс Новиков, Ольга Казакова. «Архитектура советской дипломатии». Екатеринбург, TATLIN, 2021Фотография: Архи.ру
Вторая половина зданий посольств СССР – тех, на которые не удалось собрать достаточно материалов, в книге фигурирует в виде списка из 23 пунктов. «Сопротивление материала» таково, что в некоторых случаях указано: автор и дата постройки неизвестны. Одну из причин такого состояния дел Феликс Новиков озвучил на презентации: две трети материалов при передаче из архива МИД СССР в архив МИД РФ были уничтожены. Новиков также подчеркнул, что вся публикация была согласована с МИД РФ (смотри выше) благодаря усилиям главы издательства TATLIN Эдуарда Кубенского.
Но озвучил целую серию авторских претензий к изданию: из речи Феликса Новикова в целом следовало, что он, инициатор и один из двух авторов книги, во многом не сошлись с издателем. Так, Новиков предлагал иллюстрировать книгу картой мира с расположением зданий – карты нет. Предлагал начать с Европы – начали с Америки. Предлагал проиллюстрировать второй список проектов хотя бы одной картинкой каждый – список остался текстовым.
Феликс Новиков, Ольга Казакова. «Архитектура советской дипломатии». Екатеринбург, TATLIN, 2021Фотография: Архи.ру
С автором несложно согласиться: притом что книга, безусловно, интересна и позволяет, даже просто пролистав ее, выстроить в голове некий ряд малоизвестных примеров советской архитектуры, авторских проектов 2 половины XX века со значительным временным, масштабным, географическим разбросом – в ней не хватает информации, и приоритет дизайна, разработанного Анастасией Елизарьевой, делает книгу больше похожей на набор открыток, чем на справочник. Справочник же в данной ситуации более уместен и хотелось бы видеть именно его. Помимо карты, я бы сказала, книгу стоило бы дополнить хронологическим списком всех зданий со списком авторов и минимальными иллюстрациями, что дало бы возможность составить представление о хронологии развития архитектуры посольств и облегчило бы их поиск. Очень не хватает справочного аппарата, общего списка имен, стран, городов со страницами упоминаний, и кратких биографий архитекторов. Несколько разочаровывает мелкий размер многих картинок; в некоторых случаях он, как и наложенный на фотографии декоративный растр, помогает замаскировать плохое качество исходной графики, в других очевидно, что картинку можно было показать более ясно, но она пала жертвой полей – так называемого «воздуха».
Что, как говорится, не умаляет ценности работы, проведенной как авторами, так и издателями, и важности открытия темы самого по себе. На презентации Феликс Новиков передал своему соавтору Ольге Казаковой «бразды», если не сказать, что выдал задание заняться следующим, более полным и развернутым, изданием посольской архитектуры советского времени. Хотелось бы надеяться, что оно состоится.
|