Planet 9 создали дизайн для выставки «Путь героя», которая открыта сейчас с Манеже. Пластическое и пространственное решение, интерпретируя историю жизни и творчества Виктора Цоя, выстраивает собственный, очень активный комментарий.
Выставка не просто выставка, а «байопик» – перевод пришлось посмотреть в словаре, biopic / biographical picture, – это биографический фильм, основанный на реальных событиях. А подзаголовок-слоган у нее: «будет как в кино», что одновременно и прежде всего указывает на название группы КИНО, и на тот самый «биографический фильм».
Выставка «Виктор Цой. Путь героя», Москва, Манеж, 2022
Фотография: Архи.ру
Словом, выставка задумана и реализована на самом современном мультимедийном уровне: на входе на вас надевают наушники, на шею – телефон, и по мере движения он то играет музыку, то рассказывает. Переходишь от экрана к экрану, и даже когда чуть отдаляешься, то слышишь продолжение. Как следствие в зале нет звукового шума, бормотания, в которое нередко сливаются несколько соседних инсталляций. Снимаешь наушники – отдыхаешь в тишине, надеваешь – опять погружаешься. Это дорогое, но эффективное решение. С другой стороны, такой формат выставки предполагает именно погружение и не очень располагает к общению, все, конечно, и в наушниках фотографируются в обнимку, благо подходящих фонов хоть отбавляй, но в целом экспозиция все же настроена на взаимодействие зритель – пространство – экспонат, а не на тусовку. Каждому показывают, так сказать, свое кино.
Выставка «Виктор Цой. Путь героя», Москва, Манеж, 2022
Фотография: Архи.ру
В то же время на выставке много подлинных вещей и документов, вся история жизни Цоя рассказана самым дотошным «краеведческим» способом, начиная от деревянной пепельницы, которую он сделал, учась на резчика по дереву, и заканчивая аудиокассетой, которую слушал, когда разбился на машине. Листки с выговорами и приказами о гонениях русского рока, пластинки, гитары, видеокамера, банка из-под американского супа. Все очень документально, последовательно и подробно. Иначе, в общем-то, делать было невозможно, это и монографическая экспозиция, и реликварий. Впрочем не так велика разница между этими двумя жанрами.
Выставка «Виктор Цой. Путь героя», Москва, Манеж, 2022
Фотография: Архи.ру
Помимо фактологической и звуковой, медийной части у выставки очень развита сторона пространственно-визуальная. Она очень активна, возможно даже более активна чем звуковое погружение и обилие вещей. Залы выстроены в нижнем ярусе Манежа подковообразно, так что вход и выход рядом, но проходим мы достаточно длинный «путь» – как принято на современных выставках, экспозиция нас ведет, не дает заблудиться, но и свободы не предоставляет. Режиссируя и чередуя впечатления, полностью «лепит» восприятие, погружая зрителя в декорации. Может быть, отчасти такая активность среды компенсирует отсутствие на выставке интерактива и иммерсивности – чего нет, того нет, никаких тачскринов или записочек, в этом смысле выставка олдскульна, по-восьмидесятнически, что ли. Преобладание яркого цвета, созвучное и ранним костюмам группы, и «анилиновой» живописи Цоя, отсылает к тому же времени. Впрочем оно не менее модно и сейчас, так что тема входит в резонанс.
Выставка «Виктор Цой. Путь героя», Москва, Манеж, 2022
Фотография: Архи.ру
После «пчелиного» черно-желтого коридора входа с пред- и ранней историей мы попадаем в зал «Камчатки» с совершенно натуралистической инсталляцией из печи и куч угля – впрочем больше она похожа на кинодекорации (напоминаю, «все будет как в кино»). После такого никто уже забудет, что «странное место Камчатка» это не полуостров на Дальнем Востоке, а котельная в Питере. Пару лет назад в Центре толерантности, а Бахметьевском гараже, была выставка, посвященная Высоцкому, полностью построенная на такого рода натуралистических декорациях, – честно говоря, идя в Манеж я немного опасалась, что выставка окажется такой же (ср. шуточку «спасибо что не Цой»), но как-то пронесло, ограничилось двумя бутафориями.
Выставка «Виктор Цой. Путь героя», Москва, Манеж, 2022
Фотография: Архи.ру
Выставка «Виктор Цой. Путь героя», Москва, Манеж, 2022
Фотография: Архи.ру
Дальше впечатления чередуются: от Камчатки к залу альбомов со свертками «пленки» на потолке, затем к «созведию Цоя» с рассказом о жене, сыне, возлюбленной, участниках группы и сочувствующих – с символическим звездным небом на стенах и видеоинтервью, встроенными в цветные круглые «планеты». Зал «Иглы» с деревянной лодкой и белыми гранеными скульптурами Цоя в прозрачных шарах.
Выставка «Виктор Цой. Путь героя», Москва, Манеж, 2022
Фотография: Архи.ру
Выставка «Виктор Цой. Путь героя», Москва, Манеж, 2022
Фотография: Архи.ру
Выставка «Виктор Цой. Путь героя», Москва, Манеж, 2022
Фотография: Архи.ру
Выставка «Виктор Цой. Путь героя», Москва, Манеж, 2022
Фотография: Архи.ру
Затем пауза – зал рисунков и картин, одна из которых – «Не успел нарисовать», но большинство с такими угловатыми розовыми человечками (я вот не знала про живопись Цоя ничего, ср. «большинство работ легендарного лидера группы „Кино“ не видел никто, кроме близких» – многие картины и рисунки из архива Натальи Разлоговой впервые показали в Петербурге на выставке 2020 года).
Выставка «Виктор Цой. Путь героя», Москва, Манеж, 2022
Фотография: Архи.ру
Выставка «Виктор Цой. Путь героя», Москва, Манеж, 2022
Фотография: Архи.ру
Дальше, в зале про Америку, человечки превращаются в цветные «скульптуры» выше человеческого роста, где соседствуют с попартистской бегущей строкой, которая сообщает нам, что, если бы можно было выбирать, Цой хотел бы жить в Диснейленде, и видеокамерой, которую, как рассказывает подпись, он снимал в основном рекламу, которой, на фоне отсутствия ее в СССР, очень интересовался. Красный зал тура по Союзу, пустота и, опять же, натуралистические баррикады зала несостоявшегося фильма «Цитадель» – баррикады рифмуются с белыми лебедями в телевизоре, хотя Цой умер на год раньше путча. И наконец та сама кассета и стена на Арбате, положенная на граненый фон и уходящая в белизну – видимо, уходя с выставки по белому граненому коридору, мы буквально попадаем к контекст метафоры ухода в свет, что, в общем-то, вполне логично.
Выставка «Виктор Цой. Путь героя», Москва, Манеж, 2022
Фотография: Архи.ру
Выставка «Виктор Цой. Путь героя», Москва, Манеж, 2022
Фотография: Архи.ру
Выставка «Виктор Цой. Путь героя», Москва, Манеж, 2022
Фотография: Архи.ру
Выставка «Виктор Цой. Путь героя», Москва, Манеж, 2022
Фотография: Архи.ру
Очевидно, что это очень большая и, как говорят, разноплановая выставка, наверное, первая полная посмертная ретроспектива. Она очень правильно сделана по современным стандартам: погружает, энергично иллюстрирует, не забывая представлять реликвии и объяснять факты. Хорошая выставка, для фанатов, не для тех, кто выискивает на выставке Цоя упоминания про Гребенщикова (Аквариум сделал довольно много для становления группы КИНО), – а для настоящих фанатов, отличная выставка «про всё», оммаж герою. Вот только сложно делать такие выставки, с по-современному мощной интерпретацией, которая как будто выворачивает все наизнанку. Вроде бы много узнал, а с мифом – сложно сказать, что произошло. Какой-то мультяшный вышел герой. Хотя может, так и надо?
Выставка «Виктор Цой. Путь героя», Москва, Манеж, 2022