Мастер-план, этап 1: Брусника
Руководитель по продукту: Дмитрий Ступин
Архитекторы: Василий Большаков, Данил Арефьев.
Мастер-план, этап 2: Mandaworks + Брусника
Руководитель по продукту: Дмитрий Ступин
ГАП: Patrick Verhoeven, Василий Большаков
Архитекторы: Danny Bridson, Данил Арефьев, Konstantin Miroshnychenko
Дизайн-менеджер: Данила Егоренко
Новый проект Брусники для Тюмени: на месте бывших портовых территорий появится жилой район с разнообразной застройкой и общественными пространствами. К разработке мастер-плана подключилось бюро Mandaworks, к архитектуре – ODA и Stefan Forster.
Новый проект, который Брусника реализует в Тюмени, отличается размахом градостроительных решений: по сути это ревитализация территории бывшего Речного порта, которая даст городу новые выходы к воде, трендовую архитектуру, а также расширит сеть общественных пространств и вело-пешеходных маршрутов. Разрабатывая концепцию, специалисты Брусники опирались на опыт европейских городов, однако не забывали и о корнях: чтобы сохранить память места, компания, например, заказала краеведу Максиму Орлову историческое исследование, также предполагается сохранить причальную стенку порта, а два крана интегрировать в благоустройство набережной.
Сейчас Речной порт находится достаточно близко к центру Тюмени, а в XIX веке эта территория была окраинной и носила название Тычковка. Здесь располагались Тюменский речной порт, Пивоваренный и винокуренный завод Н.М. Давыдовской и другие достопримечательности того времени. Район был оживленный – магнаты зарабатывали состояние, а низы общества находили прибежище. Здесь жили и купцы, и промышленники, и рабочие. Легендарное место, где начиналось Сибирское пароходство. Порт был крупным «перевалочным» пунктом на пути в Сибирь и сохранял востребованность до второй половины XX века, когда железнодорожные и автомобильные перевозки все же вытеснили речные.
Сегодня район речного порта – практически самый центр города, который требует развития. Ближе к реке городская среда не сформирована: здесь хаотично располагаются заводские цеха, гаражные кооперативы и склады с бетонными заборами, меж которых выстояли деревянные особнячки. Далее островками, примеряясь к линиям исторических улиц, выросли жилые кварталы. Восточнее участка недавно благоустроили набережную, которую планируют соединить с другим берегом пешеходным мостом. Проект Брусники откликается на перечисленные вызовы территории – это компактный жилой район, который сохраняет сложившуюся квартальную застройку и вовлекает исторические здания и сооружения в городской контекст.
Ревитализация территории «Речного порта». Расположение проекта в городе
При создании проекта «Речной порт» Брусника решила сохранить историческую идентичность места и вернуть городу доступ к реке. Долгое время Тюмень была обособлена от реки: набережные и благоустроенные доступы к воде отсутствовали, водный фасад не был сформирован, Тура никак не влияла на жизнь горожан. В последние десятилетия ситуация меняется: река постепенно становится важной осью городского развития. Реализация «Речного порта» усилит эту тенденцию.
Участок планировочно разделен на две части: южную с замкнутыми домами-кварталами и северную с проницаемой застройкой и общественными пространствами у реки. Между участками пролегает улица Госпаровская, которую дополнят велосипедные и пешеходные маршруты, также в «пограничной» зоне располагаются два архитектурных памятника: электростанция купца Ивана Игнатова и деревянное здание торгового дома Плотниковых.
Строительство жилого района будет идти одновременно и с севера, и с юга: так девелопер планирует наполнить территорию кварталами разного типа, обеспечив ее целостность.
Мастер-план южной части территории разработан мастерской Брусники. По плотности он напоминает европейский город с равномерной сеткой улиц, среднеэтажной застройкой и приватными дворами. Доминантной территории служит 24-этажная башня, которая станет ориентиром «Речного порта». Ее проектирует нью-йоркское бюро ODA. В центре застройки также находится небольшая площадь, которая свяжет в единый комплекс дома разных типологий: пять урбан-блоков и башню.
Ревитализация территории «Речного порта». Южная часть территории
Автор первого урбан-блока уже известен – это немецкое бюро Stefan Forster. Архитекторы не выделяют разновысотные секции дома в отдельные объемы. Вертикалям и горизонталям дают равнозначные роли, что позволяет добиться солидной массивности здания, уместной в контексте грузового порта. Скульптурность приобретается за счет уступов с террасами и «врезок» в теле здания. Окна размещаются в неглубоких нишах, оттененных серым клинкером, что добавляет фасадной сетке графичности. Цокольный этаж увеличен по высоте, в нем разместится ритейл и офисы. Дворовые фасады будут выполнены в мокрой штукатурке светлых тонов: благодаря нейтральной отделке и переменной этажности во дворе всегда будет много света.
Ревитализация территории «Речного порта». Дом в южной части территории, спроектированный Stefan Forster
Замкнутые многосекционные дома можно отнести к «консервативной» части проекта: здесь есть привычные закрытые дворы и «база» с помещениями для ритейла, что создает предпосылку для появления оживленных улиц. В кварталах у воды архитекторы используют другой подход.
К разработке мастер-плана северного участка Брусника привлекла шведское бюро Mandaworks, накопившее опыт в развитии жилой застройки вблизи прибрежных территорий. Бюро, следует отметить, уже работало с российскими территориями, приняв участие в конкурсах Калининграда и Саратова, но наиболее известны его мастер-планы для шведских и финских городов.
Ревитализация территории «Речного порта». Мастер-план, этап 2
Река – главный элемент, влияющий на организацию пространства. Архитекторы располагают дома линиями, не замыкая их в п-образные кварталы. В совокупности с террасированием это позволяет раскрыть виды на воду как из квартир, так и из города, а отсутствие преград делает территорию проницаемой и дружелюбной. Пространства между домами играют роль линейных парков, но некоторые из них заведомо более тихие – там располагаются только зелень и входы в подъезды, другие наоборот предполагают активность и вмещают детские и спортивные площадки и разнообразный ритейл. Коммерческие помещения занимают в разных зданиях от одного до трех этажей, благодаря чему жители кварталов могут открыть офис, магазин или кафе в своем доме, а также получить необходимые услуги, не выезжая в центр города.
К главной оси квартала, которая ведет к набережной, примыкает небольшая площадь со взрослым дубом – дереву примерно 30-35 лет. Команда посчитала, что выкорчевывать его недопустимо и учла в мастер-плане, спроектировав вокруг него площадь. Для Брусники это не первый случай, когда к дереву отнеслись, как к человеку: в новосибирском квартале «Дунаевский» вокруг ели построили жилой дом.
Для гостей квартала, которые приезжают на автомобиле, предусмотрена подземная парковка в торговом комплексе, который появится на Госпаровской улице. Далее до набережной предлагается пройтись пешком через «коридор» ритейла – архитекторы ратуют за то, чтобы горожане больше пользовались общественным трансопртом, велосипедами, самокатами и собственными ногами, чем автомобилем. Набережную планируют благоустроить в несколько этапов и включить в зеленый каркас города.
Ревитализация территории «Речного порта». Общественные и частные пространства, этап 2
Архитектуру первого дома у реки разработала Брусника. Он располагается со стороны автомобильного моста через Туру и защищает остальную часть комплекса от возможного негативного влияния. Стоит отметить, что «Речной порт» – это первый в России жилой проект, строящийся по стандартам BREEAM Communities. Работа над мастер-планом территории предполагает проведение экологических, акустических, социологических и демографических исследований, ветро-, шумо- и энергомоделирования, создание транспортной карты с новыми пешеходными и велосипедными маршрутами, а также вариантами решения проблемы загруженности дорог – от пересмотра сетки улиц до режима работы светофоров. К процессу проектирования Брусника привлекает жителей, администрацию, городские сообщества, владельцев земельных участков и других девелоперов.
Главная цель – создать сбалансированную городскую среду, учитывающую интересы каждой из этих групп, исторический и культурный контекст локации. Так, компания намерена сберечь дух места, сохранив некоторые артефакты речпорта. Например, два портальных немецких крана на рельсовом ходу – Ганц и Альбрехт. Первый переедет ближе к жилым домам, второй – станет частью нового общественного пространства на береговой линии.
Появление жилых кварталов на месте Речного порта, безусловно, потянет за собой преобразование прилегающих территорий. Однако запущенные проектом «круги по воде» могут достигнуть и более дальних пределов: иной подход к созданию городской среды, когда у горожанина есть не только детская площадка под окном, но и доступ к полноценной общественной жизни, позволяет формироваться новой, более насыщенной повседневности.