Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

03.12.2021

Графика трехмерного фасада

Татьяна Шовская

В предместье немецкого Саарбрюкена, на ведущей в город автостраде появился новый объект ─ столь примечательный, что его невозможно не заметить. Масштабная постройка торгового центра MÖBEL MARTIN сохраняет характерные для больших моллов лаконичные модернистские формы, однако его фасады получили необычную объемную пластическую разработку. Пространственная оболочка фасада создана посредством алюминиевых композитных панелей ALUCOBOND® A2.

Торговые объекты, особенно если речь идет о крупных комплексах на окраинах, какие есть, наверное, в каждом городе планеты, проектируются, прежде всего, по законам логистики; этот утилитарный подход часто отодвигает архитектуру на второй план, подменяя ее дизайном ─ плоскостными решениями в цвете или с помощью крупных надписей и изображений.  Но время диктует новые правила, требования к торговым зонам начинают меняться в сторону эстетизации, и хороший тому пример ─ новый магазин мебельной марки MÖBEL MARTIN в Саарбрюкене на юго-западе Германии. 

торговый комплекс Möbel Martin
торговый комплекс Möbel Martin
alucobond.com

Внушительный объем здания сделал его доминантой в обширном пустынном пейзаже, наполненном развязками и парковками, таким образом, на объект легла ответственность за визуальную организацию всего ареала. Авторы постройки, берлинское бюро Thomas Müller Ivan Reimann Architekten, нашли по-настоящему элегантное решение фасада, красота которого строится на пластике ─ сдержанной и выразительной одновременно. Оболочка здания задумана в контраст к его массивному инертному объему и напоминает скульптуру из бумаги ─ оригами, сложенную причудливой гармошкой со сложным ритмом сгибов, чуть отклоняющихся от вертикали то в одну, то в другую сторону и избегающих тем самым монотонности. 
торговый комплекс Möbel Martin
торговый комплекс Möbel Martin
© Stefan Müller

Светлый, чуть сероватый оттенок позволяет фасаду эффектно взаимодействовать с окружающей средой ─ свойство, априори присущее алюминиевым панелям, в данном случае приобретает новое качество за счет пластики: светотеневая динамика в зависимости от освещения становится то контрастнее, то мягче; наклонные грани рефлексируют то цвет неба, то цвет газонов или даже цвета проезжающих автомобилей, а в ночное время преображаются с помощью подсветки. 
торговый комплекс Möbel Martin
торговый комплекс Möbel Martin
© Stefan Müller

Острые линии граней в сочетании со слегка выбеленным оттенком алюминиевых панелей делают здание лёгким, и эта ощущаемая невесомость и тонкость фасада не только честно выявляет его навесную конструкцию, но и сообщает объекту актуальный характер, заявляет о футуристической архитектуре, построенной на свойствах новых материалов. 
торговый комплекс Möbel Martin
торговый комплекс Möbel Martin
© Stefan Müller
 
Трехмерный навесной фасад собран из алюминиевых композитных панелей ALUCOBOND® А2 в цвете Brilliant Metallic 602 ─ по-настоящему инновационного продукта из линейки фасадных панелей компании 3А Composites. Авторы объекта остановили свой выбор на панелях ALUCOBOND® А2, поскольку они отвечают всем требованиям сложной архитектурной задумки, а также обладают качествами долговечности, экологичности и исключительной пожаробезопасности. Панели ALUCOBOND® А2 стали идеальным материалом для решения проектной задачи. Этот легкий в обработке прочный материал позволяет производить нарезку с точностью до миллиметра; панели легко гнуть, а кроме того, их можно монтировать с наклоном по трем осями, причем специально разработанные крепежные механизмы обеспечивают монтаж повышенной точности. Именно этот набор качеств панелей ALUCOBOND® А2 позволил реализовать трехмерный фасад. Также важно, что панели ALUCOBOND® обеспечивают длительную стабильность размеров, несмотря на температурные перепады и иные воздействия внешних факторов. 
торговый комплекс Möbel Martin
торговый комплекс Möbel Martin
© Stefan Müller

Техническое решение и монтаж фасада поручили компании Henke AG из вестфальского Хагена. Задуманная фасадная конструкция в сочетании с масштабом здания переводила задачу в разряд высокой сложности: на тот момент речь шла о редкой технологии, освоенной в Германии лишь несколькими предприятиями. В пользу Henke AG говорило наличие у них в портфолио схожего по технологии проекта для сети магазинов Bauhaus в Берлин-Халензее. Помимо этого, именно фасадное подразделение было центральным звеном компании и насчитывало более сотни сотрудников. Таким образом, специализирующаяся на фасадах Henke, обладала редким на тот момент опытом работы с новой технической концепцией в масштабах крупного объекта и стала безальтернативным выбором для реализации архитектурной задумки. 
торговый комплекс Möbel Martin
торговый комплекс Möbel Martin
alucobond.com

С технической точки зрения главную сложность представляло сочетание крупного масштаба (площадь фасада составляет 4000 кв. метров при высоте 20 метров) с задуманными наклонными “складками” ─ их грани необходимо было провести по всей высоте здания четко, как по линейке. Фасад набран примерно из 2000 индивидуально вырезанных панелей, которым придали рельефную форму, а затем смонтировали и состыковали с техническим зазором 10 мм. Для такого типа конструкций потенциал погрешности всегда увеличивается пропорционально увеличению габаритов, что и обусловливало требование высокой точности: уже миллиметровое расхождение грозило в конце концов привести к фатальному несоответствию в несколько сантиметров. Однако общими усилиями архитекторов бюро Thomas Müller Ivan Reimann Architekten и инженеров компании Henke AG, а также благодаря качеству панелей ALUCOBOND® A2, несоответствий удалось избежать, и графика фасада была воплощена именно в том виде, как она была задумана ─ тонкие линии рельефа выглядят так, словно их сделали в одно быстрое движение из единого гигантского листа. 
торговый комплекс Möbel Martin
торговый комплекс Möbel Martin
alucobond.com

Бескомпромиссный подход к эстетическим качествам фасада архитекторы распространили на другие аспекты своего проекта. Плоская крыша здания, в лучших традициях устойчивого развития, служит размещению солнечных панелей. Ресторанный дворик на последнем этаже молла обогащен большим лаунжем, задуманным как место встреч для жителей субурбии и точка притяжения для проезжающих по автостраде туристов. Пространство лаунжа примечательно тем, что летом посредством сдвижной стеклянной стены его можно превратить в защищённую от ветра террасу. В холодный период года та же стена открывает обзор на окрестные холмы. Таким образом проект расширяет привычный набор функций торгового центра и задаёт новую планку для зданий этой типологии, способствуя в конечном итоге улучшению качества жизни.
торговый комплекс Möbel Martin
торговый комплекс Möbel Martin
alucobond.com