На плато Гиза в рамках биеннале современного искусства в Египте 2021 реализована инсталляция Александра Пономарева Уроборос.
Уроборос – это древний знак, изображающий змею, кусающую свой хвост. На пластине в основании новой инсталляции Александра Пономарева изображена такая змея, – она изготовлена галереей Surface Lab Art методом печати на керамограните. Пластина призвана отчасти прокомментировать объект, в том числе – с помощью египетских письмен, текст которых, как сообщает команда проекта, предоставлен руководителем Центра археологии Нильской долины Максимом Лебедевым.
Александр Пономарев. Инсталляция Уроборос на плато Гиза в рамках биеннале современного искусства Forever is Now 2021Эскиз © Александр Пономарев
Собственно инсталляция представляет собой подобие трехмерного металлического уробороса: она составлена из объемных изображений каркасов двух «солнечных» лодок, найденных археологами в тайниках пирамиды Хеопса. Ладьи скреплены центрально-симметрично, а на оси симметрии установлены крупные песочные часы – две стеклянные пирамиды, соединенные вершинами.
Александр Пономарев. Инсталляция Уроборос на плато Гиза в рамках биеннале современного искусства Forever is Now 2021Фотография © Surface Lab Art
С одной стороны к крупной – 16-метровой в длину – конструкции присоединен руль-рычаг, позволяющий перевернуть ее, начав новый отсчет времени в песочных часах. Кроме того к ладьям прикреплены ложкообразные «весла» – вероятно, с их помощью, или просто от сильного ветра в пустыне на плато Гиза, конструкция способна крутиться сама.
Песок пересыпается примерно 30 минут. Пока основная часть песка остается в верхней половине часов, он образует перевернутую «обратную» пирамиду; затем внизу возникает другая пирамида – «прямая». Обе перекликаются с силуэтами настоящих пирамид на фоне.
Александр Пономарев. Инсталляция Уроборос на плато Гиза в рамках биеннале современного искусства Forever is Now 2021Фотография © MO4 Network
Александр Пономарев. Инсталляция Уроборос на плато Гиза в рамках биеннале современного искусства Forever is Now 2021Фотография © Surface Lab Art
Поэтому место установки инсталляции, с пирамидами в перспективе, достаточно принципиально. По словам команды проекта, пока неизвестно, останется ли инсталляция на месте, что сложно или почти невозможно, но уничтожать ее не планируют, возможно, она найдет место в одном из музеев или будет впоследствии «путешествовать» по выставкам.
Александр Пономарев. Инсталляция Уроборос на плато Гиза в рамках биеннале современного искусства Forever is Now 2021Эскиз © Александр ПономаревАлександр Пономарев. Инсталляция Уроборос на плато Гиза в рамках биеннале современного искусства Forever is Now 2021Эскиз © Александр ПономаревАлександр Пономарев. Инсталляция Уроборос на плато Гиза в рамках биеннале современного искусства Forever is Now 2021Эскиз © Александр ПономаревАлександр Пономарев. Инсталляция Уроборос на плато Гиза в рамках биеннале современного искусства Forever is Now 2021Эскиз © Александр ПономаревАлександр Пономарев. Инсталляция Уроборос на плато Гиза в рамках биеннале современного искусства Forever is Now 2021Фотография © Surface Lab ArtАлександр Пономарев. Инсталляция Уроборос на плато Гиза в рамках биеннале современного искусства Forever is Now 2021Фотография © Surface Lab Art Египетская биеннале Forever Is Now, в переводе «Всегда это сейчас» – первая, как подчеркивают организаторы, выставка, которая пройдет на плато Гиза за 4500-летнюю историю пирамид. Одна из ее задач – подчеркнуть глобальное влияние Древнего Египта и стать «слиянием древнего наследия и современного искусства в самом старом и последнем из семи чудес древнего мира», выстроить диалог между современным и древним искусством.
Инсталляция Александра Пономарева отлично вписывается в обе задачи: тщательно рефлексируя факт соседства самых известных пирамид, она развивает одну из основных тем древнеегипетской культуры – идею цикличности, постоянства повторяемости. Соединение двух погребальных лодок в мегалопасть или гигантский шампур, а двух пирамид в постоянно обновляемые часы – прекрасно иллюстрирует неизменность вращения, давая шанс и надежду древним темам, которые никогда и никуда не исчезнут.
Александр Пономарев. Инсталляция Уроборос на плато Гиза в рамках биеннале современного искусства Forever is Now 2021Фотография © Art d′EgypteАлександр Пономарев. Инсталляция Уроборос на плато Гиза в рамках биеннале современного искусства Forever is Now 2021Фотография © Hesham Alsaifi, August StoryАлександр Пономарев. Инсталляция Уроборос на плато Гиза в рамках биеннале современного искусства Forever is Now 2021Фотография © Hesham Alsaifi, August StoryАлександр Пономарев. Инсталляция Уроборос на плато Гиза в рамках биеннале современного искусства Forever is Now 2021Фотография © Pixcelle PhotographyАлександр Пономарев. Инсталляция Уроборос на плато Гиза в рамках биеннале современного искусства Forever is Now 2021Фотография © Pixcelle Photography В то же время объект хорошо вписывается в контекст творчества самого Александра Пономарева, современного художника с образованием военного моряка и опытом офицера ВМФ, основателя Антарктической биеннале современного искусства и «наднационального» антарктического павильона в Венеции. Неудивительно, что внимание автора привлекли именно лодки, также как и неудивительно, что они сложились в конструкцию, похожую на винт, вращаемый ветром пустыни, хранящей прах страшно подумать насколько древней цивилизации.
|