Россия,Санкт-Петербург.Миргородская улица, д. 1 литер А
Мастерская:
Евгений Герасимов и партнеры
Авторский коллектив:
Руководитель коллектива: Е.Л. Герасимов
ГАП: Т.А. Комалдинова
Архитекторы: О.Л. Минниева (рук. группы), В.А. Махмудов, Я.Е. Серебрякова, Е.П. Апполонова, Г.Н. Шумская, Е.М. Попова
Конструкторы: М.Я. Резниченко (гл. конструктор), Д.А. Астапчик (зам. гл. конструктора),
А.С. Денисов (рук. группы раздел КМ), М.Л. Ингер (рук. группы раздел КЖ), А.С. Алимирзоев, Т.В. Белова, Д.В. Подгорный
Генплан: Е.Н. Кузнецова, А.С. Титова
Дом на Миргородской улице по проекту мастерской Евгения Герасимова завершает ансамбль площади вокруг Феодоровского собора и рассказывает три истории: о русской старине, классическом Петербурге и современной архитектуре в их контексте.
Мастерская «Евгений Герасимов и партнеры» спроектировала дом на Миргородской улице – недостающее звено, которое вместе с жилым комплексом «Царская столица» завершит ансамбль вокруг Феодоровского собора. Вспоминаем, как депрессивная территория рядом с Московским вокзалом превращалась в современные городские кварталы, а также выясняем, что новый дом привнесет на редкую для Петербурга площадь, где можно проникнуться духом русской старины.
Вначале был собор
И «Царская столица», и новый дом соподчинены Феодоровскому собору как в градостроительном, так архитектурном отношении. Евгений Герасимов не раз подчеркивал, что задачей мастерской было создать достойную оправу жемчужине, которая уже есть на участке, кроме того архитектор входил в попечительский совет по восстановлению собора. Поэтому стоит остановиться на нем подробнее.
ЖК на Миргородской улице. Перспективный вид на перекрестке улиц Миргородская и Соборная площадь
Собор возвели к 300-летию династии Романовых в 1913 году по проекту Степана Кричинского – весьма оригинального архитектора, который также принимал участие в проектировании Федоровского городка в Царском Селе, соборной мечети и в реставрации буддийского храма. Известен он и гражданскими постройками – особняк художника Павла Щербова, например, сегодня стал одной из главных диковин петербургских пригородов, а Дом эмира Бухарского правит бал на Каменноостровском проспекте. В «портфолио» архитектора есть даже город-сад для Парголово.
Проект Феодоровского собора выбирали по конкурсу, на котором Степан Кричинский вновь предложил нечто нетипичное для Петербурга: архитектура храма восходит к постройкам времени митрополита Ионы Сысоевича в Ростове Великом, то есть отсылает к одному из заметных эпизодов истории династии Романовых в XVII веке, своего рода предыстории императорского периода.
Выбор для строительства собора участка за Московским вокзалом объясняется просто: территория принадлежала подворью Феодоровского Городецкого мужского монастыря Нижегородской епархии, где по одной из версий в XIII веке умер Александр Невский. Поскольку задуманную площадь с памятником святому князю создать не удалось, от товарной станции решили отгородиться крепостной стеной из красного кирпича, которая соединяет собор с соседним по Полтавской улице зданием. Храм, тем не менее, хорошо просматривается при подъезде к пассажирской платформе Московского вокзала, встречая гостей имперского Петербурга отблесками на куполах и «родной» архитектурой.
С 1932 года больше чем на полвека храм превратился в молокозавод, епархии его вернули только в 2005 году, два года спустя началось восстановление храма, одновременно с этим появились и первые эскизы для застройки прилегающей территории.
«Царская Столица»
Проектировать ЖК «Царская столица» мастерская Евгения Герасимова начала в 2011 году, подробно о комплексе мы уже рассказывали, сейчас это вполне сложившийся и обжитой район города.
В контексте нового здания стоит вспомнить две вещи. Первое – планировочные решения «Царской столицы», как уже говорилось, подчиняются храму: три корпуса формируют вокруг него полукруглую площадь, к которой лучами ведут улицы и пешеходный бульвар, открывая виды на собор как со стороны железной дороги, так и с дальних перспектив в районе Обводного канала.
Второе – новая архитектура не соревнуется со старой, а создает спокойное обрамление. Фасады корпусов, выходящих к храму, устроены по одному принципу: светлая отделка первого этажа, три уровня сдвоенных по высоте окон, светлый карниз, аскетичный декор. При этом отличаются материалы и цвет облицовки.
Новый дом учитывает введенные ранее правила ровно в той степени, чтобы завершить ансамбль, но в то же время позволяет себе некоторые отступления. Это определенно дом из «семейства» «Царской столицы», – что, впрочем, не исключает вполне естественных отличий, связанных с более поздним периодом его проектирования.
ЖК на Миргородской улице в контексте ЖК «Царская столица». Вид с высоты птичьего полета
Впрочем, дело не только в возрасте, но и в расположении нового корпуса – он стоит чуть поодаль от своих предшественников, через бульвар и ближе к комплексу Боткинской больницы, где режим землепользования позволяет большую этажность. Также здесь вступает в действие новый застройщик – если «Царской столицей» занималось ЛенСпецСМУ (нынешний «Эталон»), то участок на Миргородской в 2020 году выкупил холдинг RBI, для которого, было существенным обозначить отличие нового здания.
ЖК «Царская столица». Существующее положение, вид с квадрокоптера
Сейчас на участке располагается здание агентства «Союзпечать» из красного кирпича, построенное по проекту Николая Надежина – его предстоит полностью демонтировать. Сложный контур пятна застройки объясняется тем, что под землей располагается бомбоубежище. В результате план у нового дома сложнее, чем у корпусов-предшественников, он отчасти повторяет изгибы дома причта и напоминает равелин, что вкупе с красным кирпичом облицовки вызывает в памяти Петропавловскую крепость или остров Новая Голландия. Хотя сравнение это – скорее умозрительное, поскольку с уровня земли дом воспринимается уже совсем иначе.
Работая в историческом центре, – все-таки от Миргородской улицы до Невского проспекта пять минут пешком – мастерская Евгения Герасимова вновь обращается к типологии петербургского доходного дома. Фасады сохраняют симметричный строй со стороны как собора, так и пешеходного бульвара, Миргородской улицы и даже АЗС, причем каждый имеет как общие структурные характеристики, так и определенные особенности.
Первый этаж с рифленым белым рустом, придавленным широким карнизом словно стопка бумаг пресс-папье, – условно торговый, в его помещениях расположится необходимая дому инфраструктура, в том числе встроенный детский сад – его окна и площадка выходят на бульвар, чем и обусловлен больший отступ от его оси по сравнению с дальними корпусами «Царской столицы».
Средние «хозяйские» этажи артикулированы окнами большего размера и сдвоенными полуколоннами, которые выделяют группы окон в подобие царской ложи в театре. Ритм последнего кирпичного яруса ускоряется за счет тех же белых полуколонок, унифицируя ячейки квартир на верхних этажах.
Этажи выше карниза, которых в доходных домах, конечно, не существовало, отделяются от основной массы дома материалом и цветом – они облицованы белым стеклофибробетоном, проработаны тщательно, а на определенных видовых точках вообще не прячутся и играют заметную роль. К примеру, та сторона дома, что смотрит в сторону Боткинской больницы и Александро-Невской лавры – самая высокая, ее оформляют два крупных ризалита, которые за счет узких высоких арок и белого навершия с вертикальной раскреповкой вытягиваются, стройнеют и набирают парадности.
Как и другие дома мастерской, выполненные «в стилях», дом на Миргородской сочетает черты разных направлений. Евгений Герасимов останавливается на тепло любимом à la russe, который воплощен в единственно возможном для такого контекста сдержанном варианте. За русскость отвечает прежде всего выбранная гамма: красный кирпич, оттенок и фактура которого по задумке должны полностью совпасть с крепостной стеной у храма, и белые «глазурованные» детали из стеклофибробетона: стилизованные гирьки, кружевная кайма сухариков на карнизах и розетки, осыпающие фасад дома как хлопья снега осыпают Инженерный замок на акварели Александра Бенуа.
ЖК на Миргородской улице. Фасад по улице Миргородская
Впрочем, черты «русского стиля» замечаешь не сразу, поскольку они положены на крепкую неоклассическую основу: трехчастность, ордер и множество арок, самая впечатляющая из которых – почти валлен-деламотовских масштабов – соединяет основную часть дома с небольшим корпусом-флигелем. Металлические вставки формируют переклички с серой кровлей собора и в то же время рефлексируют на темы соседства с железной дорогой и промышленного прошлого территории, добавляя в проект эстетики «лофта».
Романтизированная «историческая» часть дома до некоторой степени становится основой, из которой или поверх которой вырастают снежно-белые этажи в духе сталинской архитектуры, что можно было бы рассматривать как реакцию на «обезглавленное» прошлое Феодоровского собора. Есть у дома и отчетливо современные черты: в сторону Обводного канала, например, он смотрит эркерами, которые дают ощущение волны, также на этом фасаде больше остекленных поверхностей.
ЖК на Миргородской улице. Фасад со стороны улицы Кременчугская
Одна из сверхзадач (сверх-, потому что прецеденты в современных петербургских проектах редки), которую выполняют «Царская столица» и новый дом на Миргородской улице – это формирование регулярной полукруглой площади на месте прежде несколько рыхлого фрагмента города. Впрочем условия современного городского планирования, ориентированного на логику отдельных землевладений, не способствуют таким классицистическим экспериментам: окончательному оформлению площади препятствует территория открытой парковки, которая время от времени грозит перерасти в нечто большее. Архитекторы бюро Евгения Герасимова, впрочем, спокойны и упрямы: им уже почти удалось создать разнообразный, но цельный ансамбль с «петербургской» морфологией в основе, так что есть основания надеяться на то, что в какой-то момент композиция придет к стройному логическому завершению.