Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

27.07.2021

Связь с прошлым и будущим

Нина Фролова
Объект:
Главный вокзал Брно
Адрес:
Чехия, None, Брно.
Мастерская:
Benthem Crouwel
West 8

Нидерландские мастерские Benthem Crouwel и West 8 выиграли конкурс на проект нового вокзала в Брно: этот архитектурный конкурс стал крупнейшим в истории Чехии.

Новый вокзал появится в менее километра к югу от ныне существующего, который имеет статус памятника архитектуры, и поэтому его полная реконструкция невозможна. Но городу необходим пересадочный узел, объединяющий скоростные и обычные поезда, городские и междугородние автобусы, трамваи. Поэтому и был, несмотря на определенное сопротивление желавших оставить вокзал на прежнему месте горожан, определен пустующий участок на берегу реки Свратки. Там к 2032–2035 годам появится не только железнодорожная станция, но и гостиница, офисные и жилые корпуса. Также предусмотрены ведущие к реке и к Старому городу зеленые бульвары и прибрежный парк. Общий бюджет этого замысла – 1,8 млрд евро.
 

Главный вокзал Брно
Главный вокзал Брно
© Play-time

В конкурсе приняли участие 46 бюро, в финал вышли двенадцать, в том числе BIG, Diller Scofidio + Renfro, OMA и Snøhetta: это самое крупное архитектурное соревнование в истории Чехии. Проект Benthem Crouwel и West 8 жюри выделило благодаря его связи с контекстом, в том числе историческим: так, сквозь три эффектные арки главного входа прибывающие путешественники от платформ увидят собор Святых Петра и Павла, главную достопримечательность города. Но также сыграл свою роль большой опыт Benthem Crouwel в работе над транспортными сооружениями, в том числе – над новыми вокзалами Гааги и Роттердама, причем в последнем случае их соавторами, как и в Брно, были West 8.
 
Главный вокзал Брно
Главный вокзал Брно
© Play-time




Важную роль в проекте играют пешеходные маршруты, позволяющие горожанам при необходимости пересекать здание вокзала по пути из одной части Брно в другую. При этом пути пассажиров разных видов транспорта четко определены и разделены. Новые бульвары тоже сделают перемещение по городу удобнее, а место вокзала в его ландшафте отметят две башни.
 
Главный вокзал Брно
Главный вокзал Брно
© Play-time

Главное пространство с платформами с двух сторон «обрамляют» два зала, задуманных как городские площади с доступом к станции метро, парковке для автомобилей и велосипедов, инфраструктуре. На вокзале запланировано 14 платформ и станция междугородних автобусов на 40 остановок, также здесь будут останавливаться трамваи и городские автобусы. Ориентироваться помогут четкие перспективные виды внутри станции и наружу, на город.
 
Главный вокзал Брно
Главный вокзал Брно
© Play-time

На остекленных перекрытиях разместят солнечные батареи, планируется система сбора дождевой воды, использование естественного освещения и вентиляции, низкотемпературный подогрев пола с помощью геотермального теплового насоса.
Главный вокзал Брно
Главный вокзал Брно
© Play-time
Главный вокзал Брно
Главный вокзал Брно
© Play-time
Главный вокзал Брно
Главный вокзал Брно
© Play-time