На кампусе Vitra в Вайле-на-Рейне расцвел сад, спроектированный голландским ландшафтным дизайнером Питом Аудолфом.
Текст предоставлен компанией Vitra
Сад Питом Аудолфа площадью 4000 м2 был высажен на территории кампуса Vitra в Вайле-на-Рейне в мае 2020 года. Искусно скомпонованная «дикая природа» будет цвести с лета до начала осени 2021 года.
Голландец Пит Аудолф считается пионером целого поколения ландшафтных дизайнеров, которые в конце 1980-х начали ставить под сомнение привычные методы, считая традиционное садоводство слишком декоративным и ресурсоемким. Вместо этого они обратились к многолетним, часто самовосстанавливающимся растениям, кустарникам, траве, папоротникам и полевым цветам, которые долгое время не воспринимались как садовые растения. Планировка зеленых зон, которую они создавали, была столь же нетрадиционной. Аудолф не считает себя основателем движения. «Я предоставляю другим говорить, кто я. Для некоторых я просто садовник», – сухо замечает он. Тем не менее, это садовник, которому поручали проектировать общественные сады по всему миру, в том числе – для Hauser & Wirth Somerset, Serpentine Galleries и Венецианской биеннале, и чей проект Хай-Лайн в Нью-Йорке положил начало совершенно новому разговору об озеленении в городе.
В первые десятилетия развития Vitra Campus ландшафтный дизайн не стоял на повестке дня. Лишь в процессе соединения северной и южной частей кампуса, когда были готовы проекты Алвару Сиза и ландшафтного бюро Vogt, там впервые были реализованы ландшафтные «интервенции». «Сад Пита Аудолфа добавил новое измерение пространству кампуса и создает новые, постоянно меняющиеся впечатления для посетителей», – комментирует Рольф Фельбаум, почетный председатель Vitra.
Проекты Аудолфа объединяет идея ландшафта, который выглядит диким и необузданным, но который не мог бы существовать в такой форме без тщательного планирования. Его проекты играют с определенными социальными представлениями о дикой природе. «Я просто пытаюсь превратить фантазии людей в реальность», – говорит Пит. И все же его сады совсем не дикие. Скорее, он стремится достичь сбалансированной композиции или «сообщества», как он это называет, из растений с отчетливыми сильными и слабыми сторонами, разными периодами цветения и жизненными циклами, так чтобы его сады обеспечивали чувственный опыт круглый год. Пору увядания он подчеркивает ничуть не меньше, чем период цветения.
Это требует кропотливой организации, включающей точное расписание и интенсивный поиск нужных растений – в дополнение к схеме посадки, которая в случае Пита Аудолфа сама по себе выглядит как произведение искусства. Это можно сказать и о чертеже, который лег в основу проекта Аудолфа на кампусе Vitra. Было использовано около 30 000 растений, в том числе образцы с такими загадочными названиями, как Persicaria amplexicaule «Альба», Echinacea pallida «Танцовщица Хула» или Molinia purple moor grass «Moorhexe». Они служат каркасом для сада, который почти обходится без построек и отказывается служить простым украшением для окружающей его архитектуры. Вместо этого, как подчеркивает Аудолф, ландшафтный дизайн дополняет здания и наполняет их новыми перспективами. Сад призван отвлечь внимание посетителей от зданий и направить его вниз, к земле, создавая состояние вдохновляющей дезориентации. Зритель гуляет между растениями по извилистым дорожкам, тщетно ища строгую геометрию с прямыми линиями и четким фокусом. «Я хочу, чтобы люди терялись в саду, а не просто проходили через него», – говорит Аудолф, который стремится к тому, чтобы посетители его садов переживали то же самое, что и он, а именно – взаимодействовали с садом одновременно эстетически и эмоционально.
Для Пита Аудолфа, бывшего бармена и торговца рыбой, растения – это больше, чем просто органическое вещество, которое он использует для украшения своих садов. По словам Пита, его отношения с растительным миром граничат с одержимостью. Между тем его опыт не уступает опыту ботаника, но он применяет его скорее как театральный режиссер: «Для меня растения – это личности, которые я могу использовать и располагать в соответствии с их внешним видом и поведением. Каждое «играет» по-своему, но в конце концов из этого должна сложиться интересная пьеса».
Пчелы также содержатся в кампусе Vitra с 2020 года: ульи расположены рядом с садом Аудолфа и служат домом для популяции, которая, как ожидается, в недалеком будущем достигнет шести колоний. Пчёлы содержатся по комбинированному способу гнездования, что позволяет им строить натуральные соты на дне улья. За пчелиными колониями ухаживают два сотрудника Vitra, каждый из которых является опытным пчеловодом. Ульи покрыты яркой, натуральной, экологически чистой краской, и посетителей кампуса просят не приближаться ближе, чем на расстояние фото-фокуса.