Россия,Санкт-Петербург.Косая линия В.О., д. 16, корп. 30а / 23-я линия В.О. д. 2а
Архитектор:
Никита Явейн
Мастерская:
Студия 44
Авторский коллектив:
Архитекторы: Н. И. Явейн, В. А. Романцев, А. И. Амелькович, В. И. Бурмистрова, А. В. Бурдин, Д. И. Лоханов, Н. А. Гончарова, Д. А. Гордина, Н. В. Краснов, визуализация – А. А. Патрикеев.
ГИП: Л. В. Герштейн, С. А. Горемыкин
Жилой квартал от «Студии-44» с видом на Неву и ледокол «Красин»: 44 дома, 10 саженей и продолжение 24-25 линий Васильевского острова.
Квартал на Масляном канале
Санкт-Петербург, Масляный канал Проектировщик: «Архитектурное бюро «Студия 44» Заказчик: ООО «Специализированный застройщик «Остров сити» Обсуждали: архитектурно-градостроительный облик
Строительство в историческом центре Петербурга – задача со звездочкой, усложненная дополнительными нормами и чувством пиетета по отношению к наследию ЮНЕСКО. Участок, для которого проектирует «Студия-44», как раз находится в границах исторического поселения, что накладывает множество ограничений, на которых Никита Явейн подробно остановился в своем докладе: от высотного регламента до градуса скоса кровли, процента остекления и используемых материалов. Кроме того, жилой комплекс станет частью невской панорамы и составит если не ансамбль, то компанию корпусу Горного института, построенному по проекту Андрея Воронихина. Все это означает, что повышенное внимание застройщику и архитекторам обеспечено.
«Студия-44» подошла к задаче со свойственной фундаментальностью, проведя, по словам Сергея Бобылева, исследование, близкое к научному. Никита Явейн продемонстрировал множество планов города от Доменико Трезини до генерал-майора Федора Шуберта и немецкой аэрофотсъемки и рассказал об идеологии проекта.
Планировочное решение комплекса следует изначальной логике застройки Васильевского острова. Прежде всего, проектом продолжаются 24 и 25 линии, которые, впрочем, скорее всего станут приватной внутриквартальной улицей. Весь комплекс состоит из 44 домов, формирующих три прямоугольных квартала. Габариты домов соответствуют характерным для острова 10 саженям – то есть их длина ориентирована на 21 м. На набережную застройка выходит ступенями, что тоже является прямым продолжением градостроительной традиции этого места. В качестве облицовки планируют использовать лицевой кирпич, натуральный камень грубой обработки, для кровли – металл. Высотность зданий в соответствии с регламентом застройки составляет 28-33 м, то есть 4-6 этажей.
44 «дома» комплекса – это по сути разновысотные секции, которые образуют, по выражению Никиты Явейна, «образцовые кварталы, собранные из одного набора лего». Каждая секция уникальна, но все вместе они образуют идеальный ансамбль – затея вполне в духе основателя города. По мнению руководителя студии, лучше всего комплекс будет восприниматься при дожде или снеге.
В будущем предполагается пробивка Масляного канала до 27-й линии, а в соседнем квартале исторические здания Кожевенного завода Парамонова застройщик планирует приспособить под детский сад, начальную школу и поликлинику. Еще один детский сад откроется на территории ЖК «Палацио», который также возводит SetlCity. В садиках со стороны Невы расположатся все нормативные детские и спортивные площадки. Набережную, которая сейчас упирается в проходную судостроительного Балтийского завода, обещают благоустроить. На Масляный канал комплекс выйдет сплошной галереей, которая даст пешеходам на этой узкой улице чуть больше пространства. Из-за близости к набережной архитекторы не стали сильно заглублять комплекс и сделали только один подземный уровень, где помимо парковки разместятся два полноценных бассейна.
Жилой комплекс «Красин». Схема перспективного развития
Образцовая презентация, видеоролик и даже макет, который демонстрировали он-лайн, а главное – степень проработанности проекта, ожидаемо привели к похвалам. Михаил Мильчик, Борис Кириков и Маргарита Штиглиц – главные эксперты по взаимодействию новой архитектуры с историческим контекстом – работу поддержали и оценили достаточно высоко. Другие члены градсовета согласились, что комплекс достоин исторического центра Петербурга. Владимира Линова порадовал тот факт, что преобразуется участок промышленной зоны, поскольку «идея выхода к заливу и замена судостроительных заводов – мечта профессионалов».
Наиболее шероховатым местом в проекте для многих оказался тот факт, что продолжение 24 и 25 линии, которое безусловно стоит поддержать, будет закрыто для горожан. Сергей Бобылев назвал этот момент стратегическим, поскольку пробивка улицы открывает новые возможности для строительства моста до Матисова острова. Святослав Гайкович призвал «с благодарностью принимать решение, которое заказчик и проектировщик делает, пробивая 24 и 25 линию. Озвученные контраргументы запоздалые и не касаются проекта».
Не всем пришлось по душе фасадное решение, звучали советы поработать с цветом материалов, смягчить их жесткость. Семен Михайловский оценил работу как достойную и посоветовал «воздержаться от таких определений как «высокохудожественное произведение», поскольку речь идет всего-навсего о качественной и обдуманной вещи, которых в мире много». Наиболее критично высказался Евгений Герасимов: «Фасадное решение сомнительное – один нескончаемый сумбурный фасад, который опоясывает всё и вся. Но это ответственность авторов. Будет хорошо – люди будут фотографировать, нет – будут пожимать плечами».