Лауреатами Притцкеровской премии-2021 стали французские архитекторы Анна Лакатон и Жан-Филипп Вассаль.
Бюро Lacaton & Vassal было основано в Бордо в 1987, и к Атлантике его основатели тяготеют до сих пор, пусть даже и обосновались в Париже в 2000: это заметно и по географии их проектов, и по желанию впустить в них свет и воздух – как будто рядом море, а не Бульвар-Переферик, например. Анна Лакатон и Жан-Филипп Вассаль нередко используют бетон, но чаще – поликарбонат, стремясь к буквальной легкости и проницаемости, к свободе. «Хорошая архитектура открыта – открыта к жизни, открыта к умножению свободы каждого, чтобы там все могли делать то, что им нужно», как поясняет Лакатон.
Это архитекторы с настолько положительной репутацией, что это Притцкеровской премии выгодно их награждение, а не им – звания лауреатов. Организаторы и жюри в последние годы явно хотели уйти от поощрения «звезд», но удавалось плохо – то в 2016 был награжден «слишком молодой» Алехандро Аравена, ныне выступающий председателем жюри, то в 2019 произошел неожиданный возврат к прежним ценностям – победителем стал Арата Исоздзаки, казалось бы, герой давно ушедшей эпохи.
Против кандидатур Лакатон и Вассаля вряд ли кто-то будет возражать, хотя проблема в целом остается. Нужны ли в современном мире, крайне разнообразном благодаря доступности информации, награды «за вклад в архитектуру»? Они ставят на лауреате «знак качества», добавляя его в некий ограниченный список «небожителей». Это попытка сохранить прослойку профессиональной элиты выглядит странно во времена, когда публикация на одном из крупнейших архитектурных блогов может дать автору всемирную известность, причем не только современному, но и уже ушедшему от нас, которому просто «не повезло» в свое время работать вдали от Западной Европы или США. Поэтому логичней присуждать премии за конкретные сооружения, максимально увеличивая их охват и добавляя к существующим награды новые.
Нередко знаменитых архитекторов обвиняют в эксплуатации некого приема как бренда, который приспособляется к разным задачам, порой теряя при этом изначальный смысл. У Лакатон и Вассаля, как ни странно, тоже есть такой «мотив», но его нелегко «продать», потому как он нацелен на удешевление и упрощение проекта. Схему теплицы из поликарбоната архитекторы впервые применили в 1993, в проекте частного дома Латапи во Флуараке на юго-западе Франции: благодаря ей жилище удалось сделать гораздо больше задуманного, связать его с окружающим пространством, дать обитателям ту свободу, о которой говорит Лакатон, а еще, продолжая цитату, «тихо поддерживать жизнь, которая идет внутри».
Эта схема была блестяще воплощена архитекторами при реконструкции многоквартирной башни «Тур Буа Ле Претр» на окраине Парижа: им удалось найти способ комплексной модернизации жилого фонда без выселения жильцов, значительно расширяя при этом площадь квартир, открывая их наружу, наполняя светом.
Жилой дом «Тур Буа Ле Претр» в Париже – реконструкция. 2011
Подобная логика – бережного сохранения имеющегося, пусть даже на первый взгляд малоценного, неважного, так как снос – это всегда социальная травма и расточительство со всех точек зрения, включая экологическую, – видна практически во всех проектах Анны Лакатон и Жана-Филиппа Вассаля.
Это и центр современного искусства в Дюнкерке, где скромный промышленный корпус вдруг получил легкого и прозрачного «брата-близнеца», и вторая очередь реконструкции Дворца Токио в Париже, где посетителям предоставлено максимум свободы, и привлекшая сейчас всеобщее внимание – очевидно, после десятилетия безудержного благоустройства – история с площадью Леона Окока в Бордо. В 1996 в этом городе решили провести реконструкцию сразу многих площадей, и среди них Lacaton & Vassal была поручена небольшая, треугольная, окруженная традиционными жилыми домами, с липами, скамейками и площадкой для игры в петанк. Архитекторы изучили ее, поговорили с местными жителями и поняли, что ничего менять не нужно, она хороша и так. Они ограничились косметическими мерами: поменяли гравий, подлечили деревья, чуть изменили транспортную схему, хотя могли бы сделать площадь элегантной, современной, многозадачной – чего, на самом деле, никому не требовалось.
Как говорит Жан-Филипп Вассаль, «результатом нашей работы и всех усилий должны быть легкость и простота». Порой для такого итога не нужно многое менять: вероятно, особая сила Lacaton & Vassal в том, что они это прекрасно знают.