Руководитель архитектурной мастерской: Олег Манов
ГАП: Лариса Поклонова
Архитектор: Александр Смирнов,
Ведущий ландшафтный архитектор: Лурье Арина
Визуализатор: Лутовинова Мария
Спортивный центр на берегу Суздальского озера – редкий пример того, как архитекторы пошли до конца в отстаивании своих идей. Ответом на ограничения участка и пожелания заказчика стала изощренная композиция, уравновешенная чистотой линий и лаконичной отделкой.
Суздальские озера – одно из немногих мест, популярных за пределами центра города, даже несмотря на то, что купаться в них строго запрещено. Приехать сюда – почти все равно, что на залив или за город. Сосны с живописными корнями, кусты черники, зеркало воды и ловля рыбы – все это часть петербургской идентичности, о которой как-то забываешь, постоянно курсируя в граните, асфальте и бетоне, поэтому настроение здесь, несмотря на массивную застройку, которая мгновенно вырастает за «буфером» из коттеджей и малоэтажных жилых комплексов, совершенно дачное.
В цепочке Суздальских озер Нижнее – самое большое и при этом самое «дикое», загрязненное и удаленное. Впрочем, скоро все три озера ждет благоустройство и, вероятно, выглядеть оно будет намного привлекательнее.
Участок, где строится спортивный центр, находится на дальней оконечности озера, у перекрестка двух больших магистралей. За Выборгским шоссе, по которому петербуржцы когда-нибудь снова будут ездить в Финляндию, теснятся кварталы советской застройки с «лицевым» фронтом из автосалонов и жилых домов недавней эпохи гигантизма. За Суздальским шоссе – край города: капустные поля и штрафстоянка. Белоснежный спортивный центр по проекту бюро Futura Architects действительно будет смотреться в этой локации объектом из будущего.
Сложная форма здания – результат работы с ограничениями участка, главное из которых – рельеф, который нельзя менять более, чем на полметра от существующих отметок. «Было сложно вписать здание в склон с перепадом почти в целый этаж, теперь с этим перепадом продолжают мучиться строители, техника и люди – в Петербурге не привыкли перемещаться по склону, ведь у нас практически плоский город. Но все стараются», – сейчас руководитель бюро Олег Манов иронизирует, но очевидно, что нервов было попорчено немало.
Здание двухэтажное, в плане почти квадратное. Все пять фасадов – кровлю здесь невозможно обойти вниманием – совершенно разные. Условно главный фасад выходит на Выборгское шоссе. Заказчик очень хотел видеть здесь сплошное витражное остекление, но архитекторы сочли это проблематичным из-за расположенной в 25 метрах многополосной магистрали: постоянное мелькание машин, яркий свет фар и шум будут мешать людям, которые находятся внутри, а кроме того витраж пришлось бы мыть чуть ли не каждые три месяца.
Разрешение коллизии получилось не очевидное: снаружи витраж перекрывают три висячие «ленты» разной ширины, установленные под разными углами, их держат стены и консоли. Это своеобразный «экран» от внешней суеты, который также создает игру света и тени и придает зданию динамику. Сложное решение пришлось защищать: сначала перед заказчиком, потом перед КГИОП и экспертизой, а затем перед строителями, которые, по утверждению Олега Манова, убеждены, что висячие элементы из монолитного железобетона выполнить невозможно.
Найденная тема поворота плоскостей поддержана и на других фасадах, осью для которых стал угловой пилон, «функциональная и жизненно необходима вещь»: он появился как ответ на необходимость спрятать газовую трубу котельной. Получившийся акцент «как будто останавливает висячие стены своей вертикально направленной массой, ставит визуальную точку, после которой заканчивается линия застройки вдоль шоссе, и через несколько десятков метров начинается большая транспортная развязка», – поясняет Олег Манов. От себя добавим, что эта небольшая деталь в сочетании со скатами кровли и штукатурной отделкой сразу запускает ассоциативное мышление и добавляет функционалистскому по сути зданию теплоту русской печки.
На речку Старожиловку выходят административные помещения, тренерские, комнаты для хранения инвентаря, что отражается на фасаде рядами небольших окон. Главные помещения – танцевальный зал на первом этаже и универсальный спортивный зал на втором этаже – ориентированы на Нижнее Суздальское озеро, здесь остекление наиболее обширно. Здание накрывает кровля с множеством скатов небольших уклонов, которую будет видно с определенных точек, что, по мнению архитекторов, добавляет зданию камерности.
Для отделки фасадов выбрали минеральную штукатурку с минимальной фракцией. От рустовки решили отказаться опять же по причине большой загрязненности шоссе, а также ради большей лаконичности: «Вокруг разновысокие дома от 25-этажек до ИЖС, дороги, смешанная зелень, поэтому для цельности восприятия формы нужно сделать единый монолит – этого можно достичь как раз благодаря ровной белой поверхности», – поясняет Олег Манов.
Закончить стройку планируют в следующем году, примерно к этому же времени должно завершиться и благоустройство озера.