Свежий воздух и естественное освещение влияют не только на успеваемость школьников, но, ни много, ни мало на валовый внутренний продукт (ВВП) страны. Эту закономерность зафиксировали европейские и американские ученые, проанализировав большое количество данных за несколько лет. С помощью цифр они показывают, что индивидуальный комфорт каждого и всеобщее благо крепко взаимосвязаны. Эти закономерности и должны лечь в основание строительства современных школ и модернизации существующих.
По данным статистики, в России для отмены второй и третьей смены требуется создание 1,857 млн учебных мест. Потребность, обусловленная демографическими изменениями, до 2025 г. может составить еще 3,625 млн дополнительных учебных мест. Уже в стране появились принципиально новые учебные здания и новые проекты нетиповых школ. Этот современный опыт дает возможность архитекторам и учителям задуматься о роли пространственных переживаний и ощущений школьников, о влиянии пространства школы на процесс образования. Тем более проблема назрела давно и масштаб ее – государственный:16 миллионов российских детей посещают школу в среднем 175 дней в году и поводят в помещении 70% школьного времени.
Тему продвигает уже на уровне школьников и учителей исследовательская платформа ГлобалЛаб: из любой точки мира можно заполнить анкету с вопросами о микроклимате в школе. А специалисты компании «Велюкс» рассказали, что к ним обращаются за консультациями и техническими решениями сразу на стадии создания концепции зданий образовательных учреждений.
По сути, правильно спроектированное и построенное здание школы позволяет конвертировать свет и воздух в благосостояние страны. Получается, чем комфортнее среда, в которой учится и обитает ребенок, тем более надежного налогоплательщика удастся вырастить. Такая любовь – с расчетом.
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Корпус «Школа»
Какие составляющие школьного пространства помогают лучше учиться? Профессор Питер Барретт и его команда экспертов по проектированию школ из Университета Солфорда, Великобритания, предоставили исследование, основанное на данных наблюдений за 153 классами в 27 различных школах. Общий вывод: там, где детям комфортно и успеваемость выше. Исчисляемые показатели комфорта позволили выделить 6 ключевых элементов, оказывающих существенное влияние на учебу:
– дневной свет;
– качество воздуха внутри помещения;
– температура воздуха в помещении;
– акустика помещения;
– планировка класса;
– средовой дизайн.
Предоставлено компанией VELUX
Прага-16, район Радотин, Чехия
Мансардная конструкция
начальной школы
Автор: инж.-арх. Борек Страдал
Проект: 2018 г.
Реализация: 2019 г.
Предоставлено компанией VELUX
Предоставлено компанией VELUX
Исследование наглядно продемонстрировало влияние общей компоновки учебного класса на его пользователей. Отдельные факторы, такие как, например, качество воздуха, изучались и ранее, но общее влияние пространства класса на учеников до сих пор оценивалось только на основе их чувств и пожеланий.
Новые исследования учитывали широкий спектр сенсорных факторов, но, в соответствии с методикой многоуровневого статистического моделирования, исключили эмоциональные отношения учеников и учителей. В результате оказалось, что размеры самой школы, ориентация здания по сторонам света, специальное и игровое оборудование не так важны, как планировка отдельных классов.
Предоставлено компанией VELUX
Здание муниципальной школы построено в 1901 году. В 2010 началась его поэтапная реконструкция в результате крыша поднята на один метр с сохранением ее формы. Фасад дополнен полосой остекления, которое служит для освещения мансардного помещения. Мансардные окна расположены только со стороны школьного двора, поэтому внешний вид крыши со стороны церкви и ратуши сохранен и соответствует времени строительства здания.
Пример гибридной вентиляции
Предоставлено компанией VELUX
Кроме новых классов под крышей, появился новый кабинет для учителей; достроена внешняя аварийная лестница и лифт для людей с ограниченными возможностями. Строительство обошлось в 26 миллионов чешских крон, вместимость школы увеличилась на шестьдесят мест. Новые помещения позволили переформировать пространство школы так, чтобы она работала и как культурный центр района.
Исследования, проведенные еще до периода COVID-19, показывали, насколько вреден и даже опасен воздух в помещениях с большим скоплением людей. В школах, к тому же – вынужденных скоплениях. Открыть форточку, фрамугу или створку – серьезная проблема отечественных школ, особенно тех, кто не сменил старые окна на современные. Страшно представить, но в Европе рекомендуется открывать окна для проветривания даже во время урока. Принято инновационное решение для естественного вентилирования – автоматическое открывание окон при превышении концентрации CO2.
Школа Лангеберга до реконструкции
Предоставлено компанией VELUX
Разработаны и гибридные решения, объединяющие преимущества естественной и принудительной вентиляции. Так, в Дании еще недавно, согласно исследованиям, больше чем в половине учебных классов страны уровень CO2 был выше рекомендуемого (Норвегия 21%, Швеция 16%), а средний показатель коэффициента естественного освещения (КЕО) -менее 2. При этом уровень успеваемости был на 10% ниже среднего уровня в Скандинавских странах.
Дания провела работу над ошибками и тут же посчитала эффект от улучшения воздухообмена, естественного освещения: увеличение успеваемости-16%, снижение числа второгодников – 15%, снижение заболеваемости учителей – 6%. Страна насчитывает 5 миллионов жителей, увеличила ВВП на 173 млн евро в год за счет производительности труда и…уменьшения числа второгодников. Что волшебного случилось с неуспевающими – оставим на совести исследователей. Однако, стоит обратить внимание на тот факт, что, действительно, способности детей к обучению возрастают на 15%, если дети находятся в помещении с хорошим внутренним климатом.
Кстати, если пересчитать подобный эффект на население в России, то он составит 368 миллиардов рублей в год. Есть над чем задуматься.
А вот пример реконструкции одной из провинциальных школ наглядно иллюстрирует, какие доступные и эффектные меры могут быть приняты. Школа Лангеберга находится в муниципалитете Фреденсборг, в 40 км к северу от датской столицы. Комплекс из нескольких зданий был построен в 1980-е,но уже морально устарел: в классных комнатах было темно, душно, а фиброцементные кровельные плиты годом ранее растрескались.
Школа Лангеберга в процессе реконструкции
Предоставлено компанией VELUX
Школа Лангеберга, интерьер до и после реконструкции
Предоставлено компанией VELUX
Требовалось найти быстрое решение, чтобы получить результат уже к началу нового учебного года. Так и произошло: ремонт шел с июля по октябрь, поставили 59 мансардных окон, дополнительную изоляцию, заменили кровлю.
Школа Лангеберга. Естественное освещение помещений до и после реконструкции
Предоставлено компанией VELUX
Школа Лангеберга
Предоставлено компанией VELUX
Для обеспечения полноценной естественной вентиляции в расчетах площади новых окон учитывалась как площадь класса, так и количество учеников. И не случайно окна размещены с обеих сторон крыши, а график уроков и перерывов позволяет соблюдать график и степень проветривания. Жалюзи предотвращают блики и перегрев в жаркие дни, минимизируя потери тепла в холодные дни. Окна управляются автоматической системой в зависимости от уровня CO2 в помещении, так же можно контролировать открывание-закрывание вручную с дистанционного пульта. Сенсорные датчики и система мониторинга оказались полезными для учебного процесса, став частью уроков по естествознанию.
Школа Лангеберга
Предоставлено компанией VELUX
Сенсорные датчики, гибридная вентиляция, управляемые системы отопления – относятся к энергосберегающим технологиям. Интересно, что в результате многочисленных исследований, последовал вывод о невозможности создания усредненной комфортной температуры. Потому важно позволить пользователям здания управлять окнами для проветривания, управлять системой солнцезащиты. Во всех европейских странах приняты нормативы по минимальной температуре в классах – в каждой – свои – в диапазоне от 17 до 20 °C. В некоторых странах допускается и максимальная температура в классах – от 22 до 29 °C. С повышением температуры и влажности ученики сообщают о снижении комфорта, а их внимание и продуктивность работы заметно ухудшаются.
Контроль температуры зимой более эффективен, если помещение оборудовано системами регулирования, доступными для учителей. Больше информации обо всех элементах школьных пространств, влияющих на настроение и успеваемость учеников – на сайтеVELUX.
Российские примеры новых типов школ заметно отличаются от европейских, прежде всего размерами зданий и проектов. Они – не про реконструкцию в маленьком городке, а про комплексное решение по большим государственным программам.
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Корпус «Школа»
В числе первых стоит вспомнить образовательный центр «Сириус» в Сочи, собственно, одно из зданий комплекса – «Школа». «Сириус» вырос вокруг «Азимута» – гостиницы, которая, как и другие объектыОлимпиады-2014 нуждалась в смысловой перезагрузке для дальнейшего успешного функционирования. Проект образовательного центра проявился по распоряжению президента РФ, и школа здесь- «для повышения квалификации» успешных и перспективных детей, приезжающих в Сочи на 21 день. Доподлинно не известно, есть ли прогнозы по поводу того, как в дальнейшем отразится пребывание в «Сириусе» на ВВП нашей страны. Уже хорошо, что талантливые дети подтвердят свой статус и наверняка получат больше внимания.
Объемно-планировочное решение здания «Школы» появилось в результате учета многих программных условий. И для этого большого «бублика» с разными по размерам окнами в разноцветных рамах важно было правильно рассчитать и выбрать светопрозрачные конструкции.
Международная частная школа в подмосковном Летово появилась по инициативе Вадима Мошковича – российского предпринимателя, мецената, владельца группы компаний «Русагро». Она тоже – для одаренных детей, целый кампус. И тоже – предвестник неизбежных перемен в школьном строительстве в нашей стране.
Чтобы создать новый эталон образовательной среды, КБ «Стрелка» разработал функционально-пространственную модель кампуса, техзадание, провел архитектурный конкурс. Победитель – голландское бюро Atelier Pro – его концепцию и реализовал генеральный проектировщик – бюро «Атриум». По словам Розалии Тарновецкой, работавшей в КБ «Стрелка» над проектом, «удалось состыковать мировые стандарты образовательной среды с российскими нормами строительства».
Собственно, для того, чтобы понимать, насколько важна эта «стыковка», необходимо знать, в том числе и про исследования европейских и американских ученых о взаимосвязи успеваемости и ВВП.
Как рассказала Розалия, техническое задание на проектирование «Летово» было разработано на базе исследования архитектуры школ в мире, особое внимание уделялось требованиям к освещению – фактору, оказывающему наиболее значительное влияние на физический и психический комфорт учеников. Проектировщики учли, что натуральный мягкий рассеянный свет в школе способствует созданию более уютной атмосферы, световые фонари позволяют добиться более равномерного освещения при значительной глубине помещений, что обеспечивает энергоэффективность, снижает эксплуатационные расходы. Особенность здания – центральный атриум – главная событийная площадка школы. По опыту Финляндии, атриум соединяет в себе функции столовой и актового зала, что, с одной стороны, позволяет экономить на квадратных метрах школы, а с другой – делать интересную архитектуру, применять качественные материалы в отделке. Кроме того, центральное общественное пространство помогает ориентироваться в здании, школа перестает быть лабиринтом из коридоров.
Розалия объясняет: «Сегодня дети не просто получают знания на уроках как «запас на всю жизнь», а развивают навык учиться. Для этого образование становиться более индивидуализированным, ученики делают проекты вместе, развивают свои социальные навыки, на личном опыте узнают, как устроены системы, и пространство школы должно поддерживать эти процессы. Так в новых школах в Европе, делают окна разных размеров в одном классе, что позволяет показывать ребенку, что в жизни одни и те же вещи могут быть устроены по-разному».
Разными окна будут и в здании Школы-800 в районе Верхние Печоры в Нижнем Новгороде. Здание на юго-западном склоне, обращенном к Волге, построят к юбилею города. Большие окна там не просто разные, но и защищены ламелями. А система контроля за комфортом устроена по принципу «умного дома» – с датчиками и мониторами в едином центре управления.
Общеобразовательный комплекс «Школа 800», Нижний Новгород
Разными могут быть не только окна, но и сами здания школ, образовательная среда, построенная по принципу многофункциональности, допускающая разные сценарии поведения. Независимо от расположения и размера школы. Главное, чтобы эти пространства дарили ощущение света и свежести.