Коммуникампус – новая типология образовательного пространства, придуманная архитектором и недавним студентом Василием Кулешовым.
Василий Кулешов – молодой архитектор бюро ABD Architects с большим опытом образовательного процесса. Он окончил Московский государственный университет геодезии и картографии, стажировался в OMA, а сейчас курирует образовательные программы в «Софт культуре». В магистратуре интерес к теме вылился в исследование новой типологии образовательного центра, которую Василий назвал «Коммуникампус». Работа проходила на кафедре Общественных зданий МАРХИ под руководством профессора Дмитрия Подъяпольского.
Коммуникампус – это место, где студенты, равно как другие заинтересованные люди любого возраста и рода занятий, могут учиться, работать, совершенствовать навыки и углублять знания, а главное – общаться: находить единомышленников, расширять связи, объединяться в сообщества. Василий отмечает, что похожие центры уже есть во многих городах мира. Например, Think Corner при Университете Хельсинки – «открытая площадка для дискуссий и работы, пространство для науки и исследований», как ее определяют создатели.
В крупном городе может быть несколько коммуникампусов, у каждого – свое направление, соответствующее профилю расположенного рядом учебного заведения. Программу образовательных мероприятий в коммуникампусах формируют кураторы.
Целевая аудитория – это прежде всего студенты, которые приходят поработать в коворкинге или мастерской над индивидуальными и групповыми проектами, прослушать лекцию или курс, посетить мероприятие в образовательной зоне. Для жителей района коммуникампус играет роль культурного центра и места, где можно повысить квалификацию. Эксперты, работающие сфере профильного направления, пользуются коворкингами, мастерскими и всей инфраструктурой центра для производства, опытов и исследований.
Коммуникампус состоит из нескольких функциональных блоков. Аудитории рассчитаны на группы от 5 до 30 человек, раздвижные перегородки позволяют расширять их под мероприятия большего масштаба. Зоны коворкинга предполагают как командную работу и общение, так и тихую сосредоточенную работу.
Многофункциональные мастерские – это просторные помещения, где можно оборудовать съемочные павильоны, лаборатории и другие «неформатные» модули. Предполагается, что мастерские будут брать в долгосрочную аренду эксперты. Еще один блок – апартаменты для преподавателей и кураторов.
Архитектурные решения коммуникампусов позволяют приспосабливать пространства под меняющиеся запросы: без больших трудовых и временных затрат можно уменьшать или увеличивать площади, перераспределять пропорции функциональных зон.
Вычислить место для коммуникампуса помогут большие данные. Для настоящего исследования использовалась интерпретации таких данных, представленные на ресурсе «Механика Москвы», а именно карта, на которой показана градация интереса горожан к образовательным практикам по районам – чем темнее цвет, тем большее количество людей интересуется темой образования. Второй шаг для уточнения координат – поиск кластеров вузов и студенческих общежитий.
Стоит отметить, что схожее исследование сейчас проводит КБ Стрелка: в семи университетских центрах России планируется организовать студенческие городки, где будут жить, учиться и проводить свободное время студенты разных вузов.