Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

14.12.2020

Деревянное королевство Швеция

Елена Волкова

Накануне Нобелевской недели в Стокгольме вручили премию за лучшую архитектуру из дерева – Swedish Wood Award. Из-за пандемии церемонию в итоге провели онлайн, однако трансляцию посмотрело беспрецедентное число зрителей.

О премии и деревянных традициях

Swedish Wood Award вручается с периодичностью раз в четыре года, в этом году – в 13-й раз. Начало было положено в далеком 1967-м. В Швеции, где более 70% территории занято лесом, вплоть до XX века дерево было основным строительным материалом. В наши дни, после некоторого забвения и проигрыша рынка бетону, дерево как строительный материал вновь начинает активно использоваться – особенно после того как в 1994 отменили запрет на деревянное строительство выше двух этажей: спасибо новым технологиям и национальному курсу на экологичное строительство.

Лауреатами премии в разное время становились такие знаковые проекты, как музей знаменитого корабля «Васа» в Стокгольме архитекторов Månsson & Dahlbäck и парк развлечений «Universeum» в Гётеборге бюро Wingårdhs.

О престижности мероприятия (хотя шведы не любят слово «престиж») говорит тот факт, что на церемонии выступила кронпринцесса Виктория – будущая королева Швеции. В своей речи она напомнила, что самый большой деревянный объект в стране – королевский дворец: он на 80% состоит из дерева, хотя это и сложно распознать за каменными фасадами.
Приз Swedish Wood Award
Приз Swedish Wood Award
Фото © Ryno Quantz

Но, полагаясь на традиции, шведские архитекторы не хотят, чтобы их ассоциировали с прошлым, доказательством чего стал ребрендинг главного приза – позолоченной деревянной лошадки. Теперь ей придали кубическую форму и произвели с помощью 3D-принтера из наноцеллюлозы. Гордые создатели назвали приз «инновационным архитектурным манифестом».
Номинанты

Из 130 присланных на конкурс проектов жюри выбрало и посетило около сорока. Как отметили его члены, им было важно «физически» ощутить каждый объект, и в ряде случаев ощущения не совпали с изначальными предпочтениями. В итоге в «короткий список» вошли 12 сооружений.
Жилой комплекс Qville в Гётеборге. Номинант на премию
Жилой комплекс Qville в Гётеборге. Номинант на премию
Фото © Åke E:son Lindman
Жилой комплекс Qville в Гётеборге. Номинант на премию
Жилой комплекс Qville в Гётеборге. Номинант на премию
Фото © Åke E:son Lindman

Швеция – один из мировых лидеров многоэтажного деревянного строительства. Но, вопреки ожиданиям, в число финалистов попал только один многоэтажный жилой комплекс – Qville. U-образный дом на 94 квартиры в одном из старых, обжитых районов Гётеборга – проект бюро Bornstein Lyckefors Arkitekter. Со стороны улицы нет и намека на дерево: только кирпич и рифленые листы металла. Зато фасады, выходящие во внутренний двор полностью выполнены из дерева. Балконы и лестницы оформлены сосновыми рейками, отчего здание приобрело неожиданную легкость, теплоту и соразмерность человеку. Простейшими средствами архитекторы добились выразительного, почти скульптурного образа. К тому же коридоры-балконы на фасадах добавляют маневренности жителям квартир – позволяют им, как объясняют архитекторы, «ловить солнце».

Категорию «Инфраструктурные объекты» представлял автовокзал Vasaplan, построенный в городе Умео на севере Швеции, проект известного бюро Wingårdhs. Четко сформулированное сооружение определяет и проясняет сложный контекст, благодаря чему транспортная развязка превратилась в достойный въезд в город. Благодаря размещению вокзала в центре, проезжая часть разделилась на два пропорциональных уличных пространства с четкими потоками транспорта и удобной ориентацией.
Автовокзал Vasaplan  в Умео. Номинант на премию
Автовокзал Vasaplan в Умео. Номинант на премию
Фото © Åke E:son Lindman
Автовокзал Vasaplan  в Умео. Номинант на премию
Автовокзал Vasaplan в Умео. Номинант на премию
Фото © Åke E:son Lindman

По форме постройка напоминает перевернутый четырехъярусный зиккурат из массивных деревянных балок, опирающихся на не менее монументальные столбы: над одним карнизом нависает другой, больший по площади. На балки опирается стеклянная крыша, которая совершена не видна. Создается обманчивое ощущение незащищенности самого строения и пассажиров от снега и дождя.
«Дом для матери» в Линчёпинге. Номинант на премию
«Дом для матери» в Линчёпинге. Номинант на премию
Фото © Åke E:son Lindman
«Дом для матери» в Линчёпинге. Номинант на премию
«Дом для матери» в Линчёпинге. Номинант на премию
Фото © Åke E:son Lindman

Наряду с известными архитектурными бюро среди претендентов на главный приз оказались и дебютанты. «Дом для матери» – первый проект студии Förstberg Ling, который был построен для матери одного из партнеров этой мастерской, Бьерна Форшбери, в 2016. Примечательно, что дом размещен посреди городской застройки – четырехэтажных многоквартирных домов. Тем не менее, это вполне функциональное жилище площадью 130 м2 со всеми необходимыми удобствами, на монолитном фундаменте, с каркасом из клееного бруса, стенами из хвойной фанеры и огромными окнами. Дерево контрастирует с бетоном и сталью, что усиливает впечатление благородной простоты. Жюри также отметило умелую игру больших и малых объемов.
Победитель

Главный приз достался в этом году паре Андешу Йоханссону и Ане Тедениус за Ateljé i Södersvik. Выбор жюри удивил многих и в первую очередь – самих победителей. Высокой наградой отметили дом-мастерскую, которую архитекторы построили в 2018 для себя. Проект – пример шведского гезамткунстверка из дерева: из него тут сделано все – от каркаса до мебели. По словам жюри, премию этому проекту присудили за ярко выраженный экспериментальный характер.
Дом и архитектурная мастерская Ateljé i Södersvik в Руслагене. Гран-при
Дом и архитектурная мастерская Ateljé i Södersvik в Руслагене. Гран-при
Фото © Åke E:son Lindman

Архитекторы не только спроектировали предельно простой и функциональный дом, но и возвели его своими руками. Они не стали использовать клееный брус, обойдясь пиленым материалом, и не обрабатывали ель специальными пропитками, позволив дереву стареть естественным образом.
Дом и архитектурная мастерская Ateljé i Södersvik в Руслагене. Гран-при
Дом и архитектурная мастерская Ateljé i Södersvik в Руслагене. Гран-при
Фото © Åke E:son Lindman

Дом состоит из единого большого помещения с мансардой, где оборудована спальня. Акцент сделан на решении пространства, естественном освещении, хорошей акустике и взаимодействии с окружающим пейзажем. Дом одновременно служит мастерской, где исследуются свойства дерева и придумываются конструкции из него. Большие амбарные ворота, занимающие почти весь западный фасад, можно раскрыть и любоваться природой.

Этот проект – закрепление нового жизненного уклада, когда не надо физически перемещаться из дома на работу, и функции отдых/работа соединены в одном пространстве. На самом деле, таким образом в мире уже живут очень многие, но шведские архитекторы с самого начала заявили многоифункциональность как проблему и постарались найти для нее адекватное решение. Их дом приглашает к действию, движению, творчеству, игре и разговору.
* * *

В этом году на Swedish Wood Award практически не говорилось о поперечно-клееной древесине (CLT), позволяющей строить многоэтажные здания. Такое строительство интенсивно ведется как в Швеции, так и в других странах EC – в соответствии с программой «Деревянная Европа» (согласно ей, объем зданий из дерева должен достигнуть 50% от общего числа новостроек). Видимо, небоскребы из дерева перестали быть новостью. Дискуссии в жюри велись скорее о тех впечатлениях, которые производят строения и материал. «У всех нас особое отношение к дереву, – прокомментировал шведскую любовь к материалу член жюри Томас Альсмаркер. – Возможно, потому, что у многих в детстве были деревянные игрушки. Люди воспринимают дерево как нечто теплое и чувственное. Другие материалы не способны подарить такие же ощущения».

Любопытно сравнить шведский конкурс на лучшее здание из дерева с российским аналогом – конкурсом АрхиWOOD, который проводится с 2010. Сближает их тот факт, что дерево часто используют для создания малых архитектурных форм: детских площадок, автобусных остановок, парковых павильонов, частных домов. Разница видится в том, что в России ценится яркий образ, неожиданная конструкция, эффектная композиция. А для шведов важно органичное, бережное встраивание в контекст, прежде всего – в окружающую среду и, в то же время, исследовательский/новаторский взгляд – проба границ допустимого.