Руководитель компании: Геннадий Бакунин
Автор идеи: Антон Хрипко
Продакт дизайнеры: Сергей Хачиян, Владимир Дудин
Складной дом Brette складывается на шарнирах и укладывается на платформу грузовика. Он состоит их трех модулей, его разбирают за три часа, площадь при этом увеличивается в три раза. Дом изготовлен в Латвии и уже выдержал один переезд.
У Вероники Долиной был «дачный домик, который полетел». Ну, а этот поехал. На вид он совершенно как маленький дачный дом из типовых щитовых, дверь-окно-крыша. Но устроен как конструктор с тем, чтобы превращаться в параллелепипед и погружаться на грузовик. С помощью крана-манипулятора. Но без строительной бригады и, поскольку дом на шарнирах, складывается и раскладывается он за три часа.
Показанный дом – опытный образец линейки складных домов латвийской компании Brette Haus.
Устройство, как и внешний вид дома, достаточно просто: один модуль – гостиной – неподвижен; блок с кухней, душем и лестницей при складывании поднимается, «входя» в рамку стен гостиной, так как его объем чуть меньше по ширине. Затем оба объема «накрывает» второй этаж, причем асимметричная форма кровли, как и подсечки по краям, объясняется именно этой необходимостью. Ставят его без фундамента на бетонные плиты.
Дом собран на заводе из LCT панелей, в декабре 2019 его установили на зиму в заповеднике Клинтис на Балтийском море, летом провели первый цикл перевозки в кемпинг Дзирнаву пиртина, где сдавали в аренду через booking и airbnb. В заповеднике он отлично и контрастно смотрелся рядом с размашистым замшелым сараем, как кажется, типичным для прибалтийского хутора.
Дом, как уже было сказано, очень прост снаружи и изнутри. Его можно было бы даже понять как своего рода квинтэссенцию щитового дачного домика, он одновременно лаконичный и яркий, в показанном опытном образце – красный; окошки небольшие, а те, которые покрупнее, по пропорциям похожи на окна типовых панельных серий. Асимметрия кровли работает не столько на пластический жест, сколько на кургузость силуэта. Глядя на этот дом, сложно отделаться от мысли, что хочется его как-то «нарисовать», что ли.
Brette 20 в заповеднике Клинтис. Brette 20 (Brette A22)
Но ценность не в эстетической составляющей, конечно, а в эксперименте. Это вот как, к примеру, Дж.Р. Толкиен писал, что хоббитов надо понимать. На поверку красный домик отлично смотрится в пасторальном прибалтийском пейзаже, практически просится даже на картину «малых голландцев» с коровами и крестьянами (но еще больше на картину с крестьянами Малевича). Дом и сам такой, малый: лаконичный, немного неловкий, но, как и хоббиты, «с секретом». Он не так прост и в пластическом смысле: возьмем к примеру ступени лестницы? установленые под чередующимися углами в стерильно-деревянном интерьере. Авторы говорят о 90% дерева в доме вообще.
Brette 20 в заповеднике Клинтис. Brette 20 (Brette A22)
Но что интересно: мы (говорю о себе) привыкли думать о супер-складном доме как о чем-то футуристическом, типа космического корабля, который приземляется не на бетонные плиты с деревянными подставками для выравнивания рельефа, а на стройные металлические ноги с гидравлическим приводом, а может, еще и получше. А тут футуристическую роль примеряет на себя деревянный дачный домик, и это, мягко говоря, неожиданно – опять же, прямо как те хоббиты, которые мир спасли. Вспоминается космический корабль-лейка, спрятанный на даче (правда, подмосковной) в одной из книг Дмитрия Быкова.
Понятно, что эксперименты в этой области идут лет 60, достигли многого, к примеру, автоматического развертывания за 5 минут. Или за 10. Тотан Кузембаев построил с Гари Чангом дом-трансформер (хотя там получился не очень трансформер) в Пирогово. С другой стороны – а может быть, так оно и выглядит, будущее? Не так как дом Futuro (кстати, он тоже сборный, в России – в горах Домбая), а как дачный домик, пожелавший сладываться? Ведь в данном случае мы имеем дело со своего рода одомашниванием футуристической идеи дома-трансформера.
Площадь минимального варианта дома Brette A22 – 22 м, пятно застройки 15 м2, цена 2 млн, если считать в рублях. Разработчики предлагают его как передвижной дачный дом, элемент гостиницы или вариант для устройства ларька на временной ярмарке. Дом был представлен на АрхиWOOD 2020 и вошел в число номинантов.