Проект планировки территории района у Пулковских высот
Адрес:
Россия,Санкт-Петербург.
ЖК на Октябрьской
Адрес:
Россия,Санкт-Петербург.Октябрьская набережная
Мастерская:
Земцов, Кондиайн и партнеры
Паритет Групп
Авторский коллектив:
Автор проекта: А. Г.Шаров
На очередном дистанционном заседании Градсовет обсудил микрорайон рядом с Пулковской обсерваторией и жилой комплекс эконом-класса с видом на Неву.
Микрорайон у Пулковских высот
Кварталы, ограниченные Волхонским шоссе, Пулковским шоссе и проектируемыми проездами Проектировщик: АБ «Земцов, Кондиайн и партнеры» Заказчик: «ТЕРРА» Обсуждали: градостроительную концепцию
Михаил Кондиайн рассказал о концепции. Будущий микрорайон появится недалеко от Пулковской обсерватории, участок площадью 215 га расположен на пересечении Пулковского и Волхонского шоссе. В отличие от соседних жилых комплексов «Планетоград» и «Югтаун», он не подходит к Пулковской горе вплотную, однако ограничение на ночную засветку все равно есть. Через весь участок протекает ручей, а точнее, как выяснилось позднее, – река Пулковка, которая берет начало где-то в недрах Южной свалки, расположенной через Волхонское шоссе. Еще один «вызов» данной территории – Южное кладбище, одно из крупнейших в городе.
Проект планировки территории района у Пулковских высот
Бюро «Земцов, Кондиайн и партнеры» предложило планировку, которую многие нашли инновационной и соответствующей духу загородной жизни. Дома с закрытым периметром относительно свободно расставлены внутри кварталов, благодаря чему у жильцов есть как приватные дворы, так и достаточно обширные общие территории, которые образуют систему садов с разнообразными площадками. Два пешеходных бульвара шириной не менее 40 м – это две зеленые оси квартала, которые пересекаются на главной площади, где задуман большой парк, детский городок и храм, расположенный в центре декоративного водоема. Высота застройки – 18-21 м, на 31 000 жителей будет приходиться 9000 рабочих мест.
Генеральный план. Проект планировки территории района у Пулковских высот
В ходе обсуждений выяснилось, что ручей достаточно не исследован, и это подвергает сомнению всю концепцию: есть вероятность, что его даже придется убрать в трубу и закопать под землю. Александр Карпов напомнил, что по территории участка проходила линия блокадного кольца, и не нашел в проекте реакции на это обстоятельство. Александр Михайлов добавил, что Зеленый пояс Славы не имеет статуса объекта культурного наследия, и все же призвал «осуществить мемориализацию объекта, условной линии, с помощью элементов благоустройства».
Проект планировки территории района у Пулковских высот
Южное кладбище эксперты посчитали скорее плюсом территории – «тихие соседи» и территория для прогулок – однако признали, что заложить санитарную зону необходимо, несмотря на то, что сейчас в проекте ее нет, и он при этом соответствует нормам.
Многим понравилась свободная планировка кварталов, живописность и гуманность которой проявляется еще ярче из-за контраста с соседним геометрическим «Планетоградом», похожим на город Солнца, как его назвал Евгений Герасимов.
Проект планировки территории района у Пулковских высот
Владимир Григорьев, напротив, нашел в этой части слабые места: «Застройка у кладбища такая же, как со стороны оптового склада, и такая же, как у рекреационной зоны. Территория загородная, но явно декларируется периметральная городская застройка кварталов – в этом есть противоречие».
Будущий жилой комплекс эконом-класса расположится на первой линии Октябрьской набережной, но почти со всех сторон его будут окружать промышленные зоны. Корпуса высотой от 18 до 25 этажей выстраиваются по периметру участка, оставляя свободным большой двор, где расположится школа на 610 учеников и детский сад на 300 детей. В двух углах участка расположатся круглые в плане многоэтажные паркинги. На облике комплекса сказался класс жилья: в домах нет балконов и лоджий, железобетонные стены будут оштукатурены.
Схема планировочной организации земельного участка. ЖК на Октябрьской
Эксперты отметили профессионализм архитекторов, которым достались сложные исходные данные. Особенно много положительных отзывов получил «крепкий генплан» комплекса. Олег Харченко назвал проект «машиной времени»: «Когда я увидел генплан и картинки, повеяло чем-то из 70-х годов прошлого века, романтизмом, вдохновенной попыткой из ничего сделать хоть какое-то подобие градостроительной затеи».
Однако и свою порцию критики проект получил. Никита Явейн предложил сделать что-то «посерьезнее» для фасадов, выходящих на Неву, поскольку эти дома явно могут быть другого уровня. Его поддержали Сергей Орешкин и Михаил Кондиайн, не преминувшие напомнить о важности петербургских набережных. Михаила Мильчика смутила архитектура: «Фасадные решения повторяют друг друга, очень мелкие, с дальних точек не будут восприниматься. Равная высота корпусов – тоже недостаток. Можно было бы решить комплекс на принципах ансамбля: выделить акценты, второстепенные элементы. Также нет связи с соседними сталинскими зданиями».
Владимир Григорьев сравнил проект с бабушкой из анекдота, пенсии которой хватило лишь на то, чтобы лечиться воздухом: периферийный участок и класс жилья определяют подход к застройке, но воздух здесь определенно есть, хоть композиция все еще не такая кристальная, как хотелось бы. Главный архитектор рекомендовал избежать «эффекта Подгорного на Черной речке» – с разновысотной застройкой у набережной, а также поприветствовал отсутствие балконов и сопутствующую этому аккуратность фасадов.