Лучшим небоскребом мира за 2018–2020 годы Немецкий музей архитектуры выбрал башни Norra tornen в Стокгольме по проекту OMA: сборный бетонный жилой комплекс, напоминающий своими модульными «кубиками» Habitat’67. Публикуем его и небоскребы-финалисты.
Премия International Highrise Award существует с 2003 как партнерство Немецкого музея архитектуры с DekaBank при поддержке властей Франкфурта-на-Майне. Каждые два года сотрудники музея выбирают из более тысячи завершенных за это время зданий более 100 м высотой номинантов; в этом году их было 31 из 14 стран, треть – в Китае, Европа и США – в паритете, Латинская Америка активизировалась после победы в 2018 небоскреба в Мехико. Затем международное жюри отбирает из них пять финалистов и в итоге – победителя. Приз ему составляет 50 000 евро и памятную скульптуру авторства Томаса Деманда.
Получившие гран-при башни Norra tornen спроектированы как ворота между собственно Стокгольмом и прилегающим муниципалитетом, зоной самого быстрого роста в столичной агломерации. Они фланкируют оживленную магистраль и заметны издалека благодаря своей отличной от окружения высоте – 110 и 125 метров. Башни критиковали за такое пренебрежение контекстом, хотя отвечавший за этот проект партнер OMA Рейнир де Граф, напротив, утверждает, что удивлен победой, так как не считал свое творение высотными зданиями, такие эти башни «уютные».
При этом он сам придумал для них прозвище «Панельный дом для богатых» (Plattenbau for the rich): это игра с историей архитектуры, с 1960-ми с их брутализмом (это направление определило цвет и фактуру бетона Norra tornen – с бороздками и разноцветными камешками) и социальной повесткой, которой де Граф в принципе очень интересуется, ему нравятся панельные дома того времени, он сам вырос в таком в Нидерландах. В Стокгольме он построил именно модульный, сборный дом – что ускорило и удешевило строительство, позволило вести его при температуре около нуля – для дорогого девелопера на одном из самых престижных мест в городе (власти проводили на этот участок конкурс среди застройщиков), да и услуги ОМА стоят недешево. Сейчас де Граф явно уже жалеет о своих словах и в официальном интервью директору Немецкого музея архитектуры, данном в связи с премией, говорит, что то название придумал с иронией, и ему «не нравится думать о Norra tornen как об элитном проекте. Ему нравится думать о нем как о жилом проекте».
Тем не менее, напоминающий Habitat’67, еще один экспериментальный проект с очень состоятельными обитателями, жилой комплекс Norra tornen был отмечен за свое новаторство, эффектный контраст с контекстом, скульптурный объем, высокое качество материалов и их обработки, а также идею остекленных лоджий, которые и составляют его внешние поверхности.