Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

13.11.2020

Простор для творчества

Алёна Кузнецова
Объект:
Бизнес-центр на улице Канальная
Адрес:
Украина, Киев. ул. Канальная
Архитектор:
Кристина Малийова
Мастерская:
Архиматика
Авторский коллектив:
Кристина Малийова, Дмитрий Васильев, Владимир Иванов, Надежда Клименко, Кристина Левчук

Результат сотрудничества европейского заказчика и компании «Архиматика» – бизнес-центр со сложным фасадом, умными планировками и сертификатом BREEAM.

Бизнес-центр будет строиться в Дарницком районе Киева на территории бывшей промзоны «Позняки», сформировавшейся в 1960-1970-е годы. Сейчас это место, в котором редко кто-то бывает – полузаброшенное, в основном занятое гаражами и складами, ограниченное многополосными магистралями.

Однако благодаря удачному расположению район ждут большие перемены: для территории разработан детальный план развития, в рамках которого уже возводится несколько жилых комплексов, а в будущем появится необходимая инфраструктура, достроят съезд с Дарницкого моста, благоустроят набережную Днепра и приведут в порядок небольшие озера Королёк и Нижний Тальбин.



Участок, с которым работает «Архиматика», тянется вдоль всего берега озера Нижний Тальбин по улице Канальная. Со стороны Днепра архитекторы располагают жилые корпуса, с верхних этажей которых будут открываться виды на реку, мост и историческую часть города, а в более узкой части разместится бизнес-центр – первая очередь всего комплекса и его «лицо».

Схема застройки участка. Бизнес центр на улице Канальная
Схема застройки участка. Бизнес центр на улице Канальная
© Архиматика

Бизнес-центр состоит из четырех идентичных корпусов, попарно соединенных атриумным пространством. Корпус, расположенный ближе к дороге, пришлось развернуть из-за границ расположенного за ним мебельного склада. Это решение, впрочем, сыграло на руку, поскольку плавный отступ от улицы создал эффект приглашения, дополнив тем самым другие архитектурные решения, направленные на то, чтобы здание впечатляло проезжающих со стороны магистрали горожан.
Схематическая проработка офисной части. Бизнес центр на улице Канальная
Схематическая проработка офисной части. Бизнес центр на улице Канальная
© Архиматика

Относительно высокий бюджет проекта, в который была заложена и такая статья расходов как «wow-эффекты», позволил архитекторам редкую свободу. Одно из главных следствий – наличие просторных атриумов, площадь которых в пересчете на офисные пространства могла бы составить по 1400 м2 на каждый. Не трудно представить, как среднестатистический заказчик сжимает весь этот воздух до минимально необходимых для лестнично-лифтового узла метров. Здесь же совсем другая история.

Атриум – сердце офисного блока, своеобразная городская площадь внутри здания. На эту площадь выходят панорамные окна офисных слотов, а также балконы, куда сотрудники могут выйти на перерыв выпить кофе или поболтать. Одушевляет пространство «вертикальный лес», созданный с помощью кадок с деревьями, выставленных на разных уровнях. Протагонист этого пространства – лестница насыщенного контрастного цвета, напоминающая современную скульптуру. Она не только объединяет этажи по вертикали, но, при восприятии снаружи, – еще и «сшивает» гигантскими стежками корпуса бизнес-центра.

Жизнь, таким образом, происходит не только на первом этаже, где расположена привычная зона рецепции и кафе, но и на других уровнях: везде есть действующие лица и зрители. Рабочее место лишается замкнутости и расширяется до весьма ощутимых пределов.
Бизнес центр на улице Канальная
Бизнес центр на улице Канальная
© Архиматика

Два блока бизнес-центра соединяются стилобатом, большая часть которого предназначена для отдыха и общения сотрудников. Здесь можно встречаться, проводить презентации, вечеринки, просто дышать воздухом и наслаждаться видом на озеро. Один из вариантов фасада, к слову, – объемный, состоящий из кубов – отвергли по той причине, что сотрудники компаний или даже отделов собирались бы отдыхать на обособленных блаконах своих офисов. В итоговом же варианте потоки пересекаются и перемешиваются на общей площадке, формируется сообщество.
Бизнес центр на улице Канальная
Бизнес центр на улице Канальная
© Архиматика

Всего архитекторы проработали около 20 вариантов фасадов, заказчику предложили на рассмотрение шесть, окончательный выбор пал на плоский фасад с навесными элементами. Чтобы добиться выразительной поверхности, которая будет восприниматься равно эффектно как с близкого, так и с дальнего расстояния – ведь здание открывается зрителю загодя, еще с моста, с авансценой из озера и площади – решили использовать нарезаные треугольниками алюминиевые панели, алгоритмами BIM-проектирования сложенные в объемный паттерн. В зависимости от ракурса и освещения узор меняется: «складки» становятся более объемным или более плоским, темными или светлыми, плотными или разреженными.
Бизнес центр на улице Канальная
Бизнес центр на улице Канальная
© Архиматика

В масштабе улицы, на уровне первого общественного этажа, «мятая» фактура переходит на теплую «изнанку» консоли, которая защищает от непогоды общественное галерейное пространство с небольшими. амфитеатрами и растениями в кадках. По словам главного архитектора проекта Кристины Малийовой, бюджет проекта позволил инженерам «Архиматики» проработать вариант, в котором десятиметровые галереи не прерываются ни одной колонной. Это конструктивное решение делает проект уникальным для Киева.
Бизнес центр на улице Канальная
Бизнес центр на улице Канальная
© Архиматика

Эстетические решения воспринимаются участниками проекта как важное дополнение к основной задаче – комфорту рабочих пространств. Как и в жилых комплексах «Архиматики», в бизнес-центре задействованы PRO-планировки: продумана глубина освещения, оптимальное расположение офисной мебели, расстояния от рабочих мест до лифтов и рекреационных зон. Шаг колонн позволяет «нарезать» пространство на офисные слоты такого размера, которого требует экономическая ситуация – они могут занимать как целый этаж, так и 250-300 м2, и в любом случае каждое рабочее место будет организовано с учетом высоких стандартов «Архиматики» и сертификата BREEAM, на который рассчитывает девелопер.

В числе требований сертификата – определенное количество парковочных мест. Поскольку рядом запланирована пешеходная территория, основную их часть разместили в стилобатном этаже, который из-за близости воды пришлось приподнять на 1,5 метра. «Архиматике» и здесь удалось добиться высокого коэффициента – 2 машины на 100 м2 офисной площади. В подземных этажах располагаются также велопарковки с душевыми, отдельные лифты для сотрудников и для доставок. «Архиматика» до мелочей продумала и «прожила» сценарий работающего в нем сотрудника: как и на чем он приезжает, где паркуется, где отдыхает во время и после рабочего дня.
Схема разреза с учетом посадки паркинга. Бизнес центр на улице Канальная
Схема разреза с учетом посадки паркинга. Бизнес центр на улице Канальная
© Архиматика

Озеро Нижний Тельбин, после того как его рекультивируют, а прилегающую территорию благоустроят – скорее всего, также по проекту «Архиматики» – несомненно, добавит и бизнес-центру, и будущему жилому комплексу еще одну «звездочку», а также будет привлекать людей к торговым помещениям первого этажа бизнес-центра.
Бизнес центр на улице Канальная
Бизнес центр на улице Канальная
© Архиматика