Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

01.10.2020

Стоянка у петроглифов

Алёна Кузнецова
Объект:
Залавруга. Архитектурная концепция развития археологического комплекса «Беломорские петроглифы»
Адрес:
Россия, республика Карелия, Территория Беломорского районного краеведческого музея «Беломорские петроглифы
Мастерская:
Архитектурная мастерская Евгения Таева
Авторский коллектив:
Автор проекта: Евгений Таев

Проект туристического комплекса рядом с беломорскими петроглифами: нейтральная архитектура для будущего объекта из списка ЮНЕСКО

В местечко Залавруга, расположенное в 400 км на север от Петрозаводска, каждый год приезжает с десяток тысяч туристов, чтобы посмотреть беломорские петроглифы – наскальные рисунки возрастом больше пяти тысяч лет. Рисунки, которых сейчас насчитывается около двух тысяч, открыл в 1926 году ученый и писатель Александр Лицейский, среди них сцены охоты на лося, медведя и китов, ритуальные и военные сюжеты, а также первое известное в Европе изображение человека на лыжах. Рисунки располагаются группами, самое интересное и крупное скопление находится как раз в Залавруге: сюда и приезжает большая часть туристов, в том числе благодаря лесной, но проходимой дороге. Недавно беломорские и онежские петроглифы были включены в предварительный Список всемирного наследия ЮНЕСКО.



В этом году стало известно, что из Федерального бюджета будут выделены деньги на реконструкцию дороги от трассы «Кола» до Залавруги и создание туристической инфраструктуры, включающей мост через реку Кислый Пудас, эко-маршрут, гостиницу, кафе и визит-центр. Тем самым поток туристов планируют увеличить в десять раз, приблизив место по популярности к мраморным карьерам Рускеалы – одной из главных достопримечательностей Карелии.

Залавруга. Архитектурная концепция развития археологического комплекса «Беломорские петроглифы»
Залавруга. Архитектурная концепция развития археологического комплекса «Беломорские петроглифы»
© Архитектурная мастерская Евгения Таева

Концепцию туристического комплекса подготовил Евгений Таев, занимавший когда-то должность главного архитектора Петрозаводска, автор Национального театра и Театра кукол Карелии, а также фонтана-молекулы и галереи городов-побратимов.

Единый объем туристического комплекса предлагается расположить на ровном участке на берегу протоки Кислый Пудас. Со стороны паркинга туристов встречает визит-центр с музейной экспозицией, зоной для торговли сувенирами и кабинетами администрации в антресолях. Далее изгиб здания формирует небольшую площадь с открытой террасой ресторана и входом в гостиницу. Протяженный гостиничный корпус на 40 номеров развернут к реке и обособлен от общественной зоны благодаря конфигурации здания. Все три части комплекса объединяет сложная ломаная кровля, а также материал облицовки – деревянные рейки и лаконичные металлические вставки.
Залавруга. Архитектурная концепция развития археологического комплекса «Беломорские петроглифы» © Архитектурная мастерская Евгения Таева
Залавруга. Архитектурная концепция развития археологического комплекса «Беломорские петроглифы»
© Архитектурная мастерская Евгения Таева
Туристский центр с гостиницей, рестораном и визит-центром в районе протоки Кислый Пудас. Залавруга. Архитектурная концепция развития археологического комплекса «Беломорские петроглифы» © Архитектурная мастерская Евгения Таева
Туристский центр с гостиницей, рестораном и визит-центром в районе протоки Кислый Пудас. Залавруга. Архитектурная концепция развития археологического комплекса «Беломорские петроглифы»
© Архитектурная мастерская Евгения Таева
Туристский центр с гостиницей, рестораном и визит-центром в районе протоки Кислый Пудас. Залавруга. Архитектурная концепция развития археологического комплекса «Беломорские петроглифы» © Архитектурная мастерская Евгения Таева
Туристский центр с гостиницей, рестораном и визит-центром в районе протоки Кислый Пудас. Залавруга. Архитектурная концепция развития археологического комплекса «Беломорские петроглифы»
© Архитектурная мастерская Евгения Таева

Материалы действительно дружелюбны по отношению к природному окружению, однако, как и общий образ туристического комплекса, излишне нейтральны по отношению к уникальной достопримечательности, для которой он создается. Скорее всего, как и в случае Рускеалы, после реализации подобной «глобалистской» концепции место не будет производить столь же глубокое впечатление, что и раньше.
Залавруга. Архитектурная концепция развития археологического комплекса «Беломорские петроглифы»
Залавруга. Архитектурная концепция развития археологического комплекса «Беломорские петроглифы»
© Архитектурная мастерская Евгения Таева

Берег протоки также облагородят: здесь можно будет устроиться на пикник или взять напрокат лодку. Деревянный мост через Кислый Пудас длиной около 50 метров представляет собой пространственную ферму без опор – он выдержит как пешеходов, так и технический транспорт для обслуживания археологического комплекса. За мостом начинается круговой пешеходный маршрут длиной около полутора километров, объединяющий места скоплений наскальных рисунков – «Залавруга», «Золотец», «Ерпин Пудас» и «Бесовы Следки». Еще два новых объекта на этом маршруте – беседка и домик смотрителя, которые по задумке автора должны напоминать «два камня, лежащие на скальном ландшафте Залавруги».
Мост через протоку Кислый Пудас. Залавруга. Архитектурная концепция развития археологического комплекса «Беломорские петроглифы» © Архитектурная мастерская Евгения Таева
Мост через протоку Кислый Пудас. Залавруга. Архитектурная концепция развития археологического комплекса «Беломорские петроглифы»
© Архитектурная мастерская Евгения Таева
Мост через протоку Кислый Пудас. Залавруга. Архитектурная концепция развития археологического комплекса «Беломорские петроглифы» © Архитектурная мастерская Евгения Таева
Мост через протоку Кислый Пудас. Залавруга. Архитектурная концепция развития археологического комплекса «Беломорские петроглифы»
© Архитектурная мастерская Евгения Таева
Пешеходные мостки на территории памятника. Залавруга. Архитектурная концепция развития археологического комплекса «Беломорские петроглифы» © Архитектурная мастерская Евгения Таева
Пешеходные мостки на территории памятника. Залавруга. Архитектурная концепция развития археологического комплекса «Беломорские петроглифы»
© Архитектурная мастерская Евгения Таева
Реновация домика смотрителя и новая беседка на территории памятника. Залавруга. Архитектурная концепция развития археологического комплекса «Беломорские петроглифы» © Архитектурная мастерская Евгения Таева
Реновация домика смотрителя и новая беседка на территории памятника. Залавруга. Архитектурная концепция развития археологического комплекса «Беломорские петроглифы»
© Архитектурная мастерская Евгения Таева
Беседка на пешеходной тропе. Залавруга. Архитектурная концепция развития археологического комплекса «Беломорские петроглифы» © Архитектурная мастерская Евгения Таева
Беседка на пешеходной тропе. Залавруга. Архитектурная концепция развития археологического комплекса «Беломорские петроглифы»
© Архитектурная мастерская Евгения Таева