Залавруга. Архитектурная концепция развития археологического комплекса «Беломорские петроглифы»
Адрес:
Россия,республика Карелия,Территория Беломорского районного краеведческого музея «Беломорские петроглифы
Мастерская:
Архитектурная мастерская Евгения Таева
Авторский коллектив:
Автор проекта: Евгений Таев
Проект туристического комплекса рядом с беломорскими петроглифами: нейтральная архитектура для будущего объекта из списка ЮНЕСКО
В местечко Залавруга, расположенное в 400 км на север от Петрозаводска, каждый год приезжает с десяток тысяч туристов, чтобы посмотреть беломорские петроглифы – наскальные рисунки возрастом больше пяти тысяч лет. Рисунки, которых сейчас насчитывается около двух тысяч, открыл в 1926 году ученый и писатель Александр Лицейский, среди них сцены охоты на лося, медведя и китов, ритуальные и военные сюжеты, а также первое известное в Европе изображение человека на лыжах. Рисунки располагаются группами, самое интересное и крупное скопление находится как раз в Залавруге: сюда и приезжает большая часть туристов, в том числе благодаря лесной, но проходимой дороге. Недавно беломорские и онежские петроглифы были включены в предварительный Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
В этом году стало известно, что из Федерального бюджета будут выделены деньги на реконструкцию дороги от трассы «Кола» до Залавруги и создание туристической инфраструктуры, включающей мост через реку Кислый Пудас, эко-маршрут, гостиницу, кафе и визит-центр. Тем самым поток туристов планируют увеличить в десять раз, приблизив место по популярности к мраморным карьерам Рускеалы – одной из главных достопримечательностей Карелии.
Залавруга. Архитектурная концепция развития археологического комплекса «Беломорские петроглифы»
Концепцию туристического комплекса подготовил Евгений Таев, занимавший когда-то должность главного архитектора Петрозаводска, автор Национального театра и Театра кукол Карелии, а также фонтана-молекулы и галереи городов-побратимов.
Единый объем туристического комплекса предлагается расположить на ровном участке на берегу протоки Кислый Пудас. Со стороны паркинга туристов встречает визит-центр с музейной экспозицией, зоной для торговли сувенирами и кабинетами администрации в антресолях. Далее изгиб здания формирует небольшую площадь с открытой террасой ресторана и входом в гостиницу. Протяженный гостиничный корпус на 40 номеров развернут к реке и обособлен от общественной зоны благодаря конфигурации здания. Все три части комплекса объединяет сложная ломаная кровля, а также материал облицовки – деревянные рейки и лаконичные металлические вставки.
Залавруга. Архитектурная концепция развития археологического комплекса «Беломорские петроглифы»
Туристский центр с гостиницей, рестораном и визит-центром в районе протоки Кислый Пудас. Залавруга. Архитектурная концепция развития археологического комплекса «Беломорские петроглифы»
Туристский центр с гостиницей, рестораном и визит-центром в районе протоки Кислый Пудас. Залавруга. Архитектурная концепция развития археологического комплекса «Беломорские петроглифы»
Материалы действительно дружелюбны по отношению к природному окружению, однако, как и общий образ туристического комплекса, излишне нейтральны по отношению к уникальной достопримечательности, для которой он создается. Скорее всего, как и в случае Рускеалы, после реализации подобной «глобалистской» концепции место не будет производить столь же глубокое впечатление, что и раньше.
Залавруга. Архитектурная концепция развития археологического комплекса «Беломорские петроглифы»
Берег протоки также облагородят: здесь можно будет устроиться на пикник или взять напрокат лодку. Деревянный мост через Кислый Пудас длиной около 50 метров представляет собой пространственную ферму без опор – он выдержит как пешеходов, так и технический транспорт для обслуживания археологического комплекса. За мостом начинается круговой пешеходный маршрут длиной около полутора километров, объединяющий места скоплений наскальных рисунков – «Залавруга», «Золотец», «Ерпин Пудас» и «Бесовы Следки». Еще два новых объекта на этом маршруте – беседка и домик смотрителя, которые по задумке автора должны напоминать «два камня, лежащие на скальном ландшафте Залавруги».
Мост через протоку Кислый Пудас. Залавруга. Архитектурная концепция развития археологического комплекса «Беломорские петроглифы»
Реновация домика смотрителя и новая беседка на территории памятника. Залавруга. Архитектурная концепция развития археологического комплекса «Беломорские петроглифы»