Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

17.09.2020

ASADOV и Zaha Hadid architects: комментарии победителей конкурса на станции метро

Вероника Шевченко
Мастерская:
Zaha Hadid Architects

Разговор с Андреем Асадовым и Кристосом Пассасом об участии и победе бюро ASADOV и Zaha Hadid Architects в конкурсе на дизайн станций «Проспект Маршала Жукова» и «Кленовый бульвар 2».

Пятый конкурс «Мосинжпроекта» на дизайн новых станций метро завершился в конце августа. Лучшими были признаны проекты Zaha Hadid Architects и Архитектурного бюро ASADOV. Оба они планируются к реализации. Архитекторы поделились впечатлениями от участия в конкурсе и радостью от победы.

Андрей Асадов (слева), Кристос Пассас (справа)

Как вы приняли решение об участии в конкурсе? Почему ваше бюро отправило заявку и были ли вы уверены в своей победе?

Андрей Асадов: Мы присматривались к конкурсам на станции метро уже давно, но участвовать до последнего времени не решались. Зато нас каждый год вдохновляли яркие идеи облика станций, так что, в конце концов, самим захотелось в этом поучаствовать!

Кристос Пассас: Нам всегда хотелось разработать дизайн новой станции всемирно известного Московского метрополитена, поэтому после объявления конкурса мы не задумываясь решили принять участие. В подобных мероприятиях никогда не знаешь, кому улыбнется удача, ведь очень многие конкурсанты представляют интересные проекты. Любой конкурс – это испытание, поэтому мы стараемся выбирать мероприятия высокого класса с четкими критериями отбора и хорошо организованным процессом. Кроме того, намного интереснее работать над увлекательными и значимыми проектами.

Расскажите, создавало ли ваше бюро ранее архитектурный облик станций метро или концепцию развития какого-либо объекта транспортной инфраструктурой? Если да, расскажите, в чём отличие прошлого опыта от того, который вы получили в ходе конкурса?

Андрей Асадов: До нынешнего конкурса в дизайне станций метро участия принимать не приходилось, зато был довольно обширный опыт в дизайне аэропортов. Многие вещи, начиная от лаконичного, но выразительного облика интерьера и заканчивая износостойкой отделкой, здесь схожи.

Кристос Пассас: Нам уже доводилось участвовать в подобных мероприятиях. Конкретно этот конкурс интересен тем, что участникам предлагалось разработать один из узлов сложной системы станций и веток с очень богатой и интересной историей (например, станции-дворцы), каждая из которых выполнена в своем уникальном стиле.

Что вас вдохновляло при создании проекта станции? С какими трудностями сталкивались?

Андрей Асадов: Как и при создании аэропорта, каждый из которых обязательно носит чье-либо имя, название станции, связанное с Георгием Жуковым, ключевым персонажем переломного момента отечественной истории 20 века, вдохновило нас на целый ряд смыслов и образов. Конечно, непросто было удержаться между ясностью смысла и отсутствием буквальных интерпретаций.
Конкурсный проект станции московского метро «Проспект Маршала Жукова»
Конкурсный проект станции московского метро «Проспект Маршала Жукова»
Архитектурное бюро ASADOV

Кристос Пассас: Станция «Кленовый бульвар» располагается на периферии Большой кольцевой линии московского метро. Она станет одной из станций нового поколения, и нам хотелось разработать уникальный проект – одновременно прогрессивный, воспевающий наследие прошлого и удобный для пассажиров.
Конкурсный проект станции московского метро «Кленовый бульвар 2»
Конкурсный проект станции московского метро «Кленовый бульвар 2»
Zaha Hadid Architects, A-project, Krost, Arup Lighting, Systematica s.l.r

Что для вас московское метро? В чём его идентичность и отличие от метрополитена в других странах?

Андрей Асадов: Московское метро – это полноценный музей архитектуры и искусства советского времени. Здесь символическая составляющая играет большую роль, поэтому важно продолжать традицию создания новых смыслов сейчас, в 21 веке. И череда недавних конкурсов на станции, конечно же, способствует этому.

Кристос Пассас: Московское метро – это динамично развивающаяся система дополняющих друг друга станций, которую пассажиры воспринимают как единое целое. Что интересно, каждая станция непохожа на другую: такое разнообразие стилей и концепций наблюдается не только в Москве, но и в других городах, где есть метро.

Расскажите, в чём уникальность вашего проекта и его основная идея.

Андрей Асадов: Следуя традициям архитектуры метро, мы постарались развить их на новом этапе, соединив с одним из символов Победы – орденом Отечественной войны, красной звездой с золотистыми снопами света. В парадном строю, будто воины-победители, застыли несущие опоры. Темные боковые стены, олицетворяя трагизм войны, зрительно раздвигают пространство. Входные павильоны в виде красных клиньев также несут символическую составляющую, перекликаясь со стрелками военных карт.
Конкурсный проект станции московского метро «Проспект Маршала Жукова»
Конкурсный проект станции московского метро «Проспект Маршала Жукова»
Архитектурное бюро ASADOV

Кристос Пассас: Этот проект отражает наше представление о том, какой может быть современная станция метро: удобной в эксплуатации, с интуитивно понятной навигацией, подсветкой для оповещения о прибытии и отправлении поездов и лаконичным оформлением. Мы решили создать колонны сложной формы, выстроив единую динамическую цепь, и использовали особый прием, чтобы указать направление движения поездов.
Конкурсный проект станции московского метро «Кленовый бульвар 2»
Конкурсный проект станции московского метро «Кленовый бульвар 2»
Zaha Hadid Architects, A-project, Krost, Arup Lighting, Systematica s.l.r

Если бы вам нужно было описать свой проект тремя словами, как бы вы его охарактеризовали?

Андрей Асадов: Победа, Традиции, Авангард.

Кристос Пассас: Светлое, динамичное пространство и интуитивно понятная навигация.

Какие эмоции вы испытали, когда узнали, что победили? Как вы думаете, почему жюри выбрало именно вас?

Андрей Асадов: Конечно, было очень неожиданно и приятно узнать о том, что выбор жюри пал на наш проект. Мы с самого начала постарались ясно выразить ключевую идею и сохранить ее свежесть до конца работы над проектом. Надеюсь, нам это удалось!

Кристос Пассас: Новость о победе нас очень обрадовала. Наверное, жюри выбрало наш проект, потому что он предлагал самый продуманный и четкий план, который прекрасно вписывается в концепцию Московского метрополитена.
 
беседовала: Вероника Шевченко