Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

27.07.2020

Градсовет удаленно 24.07.2020

Алёна Кузнецова
Объект:
Торгово-офисный комплекс
Адрес:
Россия, Санкт-Петербург. проспект Испытателей, д 2, корп. 6, литер А
Мастерская:
ЛенНИИПроект

В Петербурге обсудили торгово-офисный комплекс для одного из самых плотных районов города: с супрематическими фасадами, системой террас и головокружительными парковками.

Торгово-офисный комплекс у метро «Пионерская»
Санкт-Петербург, проспект Испытателей, дом 2, корпус 6
Проектировщик: ОАО «ЛЕННИИПРОЕКТ», Мастерская №6
Заказчик: ООО «МЕГАЛИТ-ОХТА ГРУПП»
Обсуждали: архитектурно-градостроительный облик


Район вокруг станции метро «Пионерская» нередко называют «Шанхаем»: за высотные жилые комплексы, за яркие вывески трех торговых комплексов, за мощный автомобильный трафик, потоки общественного транспорта, реки людей, ЛЭП, стихийную уличную торговлю, музыкантов, нищих – все это можно охватить взглядом почти в любое время суток, выйдя из метро.

И без того густо населенный район продолжает уплотняться: не так давно ввели в эксплуатацию бизнес-центр, строится жилой комплекс «Мегалит», вот-вот начнут возводить ТРЦ «Голливуд» размером с МЕГУ, давно огорожена площадка под высотку, в которой планируют делать то офисы, то гостиницу. Сложно представить, что ждет Богатырский проспект и проспект Испытателей, по которым свободно проехать можно только ночью, после того, как новоселы получат ключи от квартир, а торговые и офисные площади найдут арендаторов.
Торгово-офисный комплекс
Торгово-офисный комплекс
© ЛенНИИПроект

Представленный на градсовете многофункциональный центр – часть строящегося жилого комплекса «Мегалит». С одной стороны, он еще больше нагружает и уплотняет микрорайон, с другой – делает свой вклад в полицентричную модель Петербурга. Район вокруг станции метро «Пионерская» все больше становится похож на самостоятельный город, откуда можно не выезжать (все равно не выедешь) – здесь есть рабочие места, большой Удельный парк, магазины и развлечения, церковь и мечеть, свой театр, немного культурного наследия. Социальная и городская среда крайне разнообразна, хотя очевидно проседает культурная функция, а над всеми процессами витает дух скорее стихийности, нежели продуманного планирования.
Торгово-офисный комплекс
Торгово-офисный комплекс
© ЛенНИИПроект

Итак, в наличии – треугольный участок, гипотенуза и длинный катет которого образованы двумя проспектами, трафик на грани транспортного коллапса, плотная городская среда и жилой комплекс по соседству. Михаил Сарри называл участок подарком судьбы и в то же время признавал его сложность: мастерская бьется над задачей с 2008 года, когда был разработан эскизный проект всего жилого квартала. Позже изменился высотный регламент, а в 2014 году был утвержден проект планировки территории.
Торгово-офисный комплекс
Торгово-офисный комплекс
© ЛенНИИПроект

План здания следует форме участка, а его пространственно-объемные характеристики во многом зависимы от норм инсоляции. Здание можно условно поделить на две части: клин и зиккурат. В узкой части оно набирает высоту, превращаясь в «дом-утюг» или «дом-стену» – похожий ракурс, к слову, есть у другого местного БЦ «Содружество». В широкой части объем распадается на множество террас. Сложную конфигурацию подчеркивает фасадная сетка, которая превращает здание в мегаструктуру. Михал Сарри рассказал, что образ создавался под влиянием идей Лазаря Хидекеля, витебской школы авангарда и супрематизма в целом.
Торгово-офисный комплекс
Торгово-офисный комплекс
© ЛенНИИПроект
Торгово-офисный комплекс
Торгово-офисный комплекс
© ЛенНИИПроект
Торгово-офисный комплекс
Торгово-офисный комплекс
© ЛенНИИПроект
Торгово-офисный комплекс
Торгово-офисный комплекс
© ЛенНИИПроект

Здание многофункционально. Весь первый этаж займет торговля, спортивный центр будет полностью обособлен, а большая часть помещений отдается под офисы. Значимая часть проекта – парковки. Часть из них – 1345 мест, предназначены для жителей «Мегалита». Вопросу парковок, собственно, и посвятили большую часть дальнейших обсуждений.
Торгово-офисный комплекс
Торгово-офисный комплекс
© ЛенНИИПроект

Парковки в комплексе разнообразны и изощренны: открытые и подземные, с классическим пандусом, с лифтом и каруселью, автоматические трехэтажные, для долгосрочного хранения и для рутинного похода в магазин. Эксперты посчитали их слишком сложными: чтобы как-то урегулировать очереди в лифты и ячейки, понадобится система светофоров, парковщики и графики, а слишком узкие проезды и сложные траектории выездов увеличат уровень стресса водителей до критического. Лучше всего здесь процитировать Александра Карпова: «как заядлый автомобилененавистник, я бы должен поддержать проект, давно не было решения, настолько унижающего автомобилистов». Причина, по которой были отвергнуты обычные рампы, – их слишком большая площадь.

Еще один спорный момент – формальность норм по количеству парковочных мест. Представитель заказчика пояснила, что всего на территории комплекса будет место для 4000 машин, из которых пока что продано только 300. Соответственно, очереди на въезд в паркинг будут меньше, чем представляется. Паркинги, которые занимают значительное пространство, но используются лишь на 10%, не вызывают иных чувств, кроме фрустрации.
Торгово-офисный комплекс
Торгово-офисный комплекс
© ЛенНИИПроект

Были и другие замечания: грубая прорисовка фасадов, узкие пожарные проезды, отсутствие выходов на зеленые террасы, нехватка акцента, который позволил бы рассматривать здание как локальную доминанту. Несмотря на это, многие эксперты поддержали проект. Михаил Мамошин назвал комплекс «театром геометрических фигур», поздравил всех с тем, что «культурная кухня работает», и порадовался привнесению петербургской идентичности в новую архитектуру. Олег Романов поддержал: «комплекс не похож на раскрашенный ящик, он индивидуален, а это редко встречается в новостройках». Михаил Кондиайн согласился, что «без острой доминанты полукруглая стена жилого комплекса будет выглядеть одиноко» и выразил надежду, что суперграфика фасадов будет реализована в таком же виде, как задумывалось.

Владимир Григорьев предложил свои выводы: запарковаться в таком комплексе будет сложно даже опытному водителю, здание должно быть акцентным, а сухости офисной архитектуре стоит противопоставлять развитое благоустройство.
Торгово-офисный комплекс
Торгово-офисный комплекс
© ЛенНИИПроект