Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

01.06.2020

Норману Фостеру – 85

Нина Фролова
Мастерская:
Foster + Partners

Мастеру архитектурного хай-тека, любителю лыжных марафонов, а с недавних пор еще и звезде Instagram, британцу Норману Фостеру исполнилось сегодня 85 лет.

Норман Фостер сделал почти невозможное: придал энергии безнадежно устаревшей в конце 1960-х модернистской парадигме, точнее – увлеченности техникой и технологиями, тяге к изобретательству, вере в научно-технический прогресс и здоровому прагматизму. Можно сказать, что он подхватил этот метод у Бакминстера Фуллера и донес до наших дней, хотя, конечно, и в измененном виде.

Башня 30 St Mary Axe
Башня 30 St Mary Axe
Фото: Dun.can via flickr.com. Лицензия CC BY 2.0

Выходец из манчестерских рабочих кварталов – как ни странно, а может быть, как раз объяснимо – не перенял у модернизма озабоченности социальной тематикой. Среди его работ преобладают крупные государственные и коммерческие заказы – штаб-квартиры корпораций, аэропорты, заводы, музеи, вокзалы… Фостер изменил представление и о современных аэропортах, и о небоскребах, искал и находил неожиданные, функциональные решения, учитывал и экологическую тему.
Рейхстаг – реконструкция. Фото: 	Barry Plane via Wikimedia Commons. Лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported
Рейхстаг – реконструкция. Фото: Barry Plane via Wikimedia Commons. Лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported

Триумф Нормана Фостера пришелся на рубеж веков, когда во Франкфурте построили по его проекту самый высокий небоскреб Европы – Commerzbank, в Берлине открылся обновленный Рейхстаг с его необыкновенным куполом, в Лондоне – Мост Тысячелетия (хотя и не без колебаний, скажем так) и остекленный двор Британского музея, башня-«корнишон» St Mary Axe и новое здание мэрии, во Франции – виадук-рекордсмен Мийо. Дальше были и пекинский аэропорт, и новый «Уэмбли», но Фостер уже начал готовить себе отходные пути, постепенно и не без сложностей передавая свое бюро в новые руки.
Мост Мийо
Мост Мийо
Фото: Phillip Capper via flickr.com. Лицензия CC BY 2.0

Архитектор по-прежнему может участвовать в переговорах и следить за процессом проектирования, но его интересы явно лежат в других сферах: он хочет и дальше изобретать, а не выпускать однотипные объекты, а также, наконец – заниматься социальными темами. Среди его проектов последних десяти лет – огромный аэропорт в устье Темзы, лунная база, система дронопортов как альтернативная транспортная сеть для Африки. В Мадриде открыт его фонд, который в том числе поддерживает эти начинания, для которых Фостер – будучи Фостером – может найти себе самых лучших партнеров, типа ETH Zürich.
Башня Коммерцбанка. Фото: Mylius via Wikimedia Commons. Лицензия CC BY-SA 3.0
Башня Коммерцбанка. Фото: Mylius via Wikimedia Commons. Лицензия CC BY-SA 3.0

Но самое замечательно – что он занимается всем этим совершенно естественно, не скрывая, что большую часть времени счастливо живет в Швейцарии, а совсем не борется за счастье человечества. В конце концов, его благополучие – не наследственные привилегии, а наоборот, притом что среди западных архитекторов преобладают выходцы из крепкого среднего класса.
Большой двор Британского музея – реконструкция.
Большой двор Британского музея – реконструкция.
Фото: Andrew Dunn via Wikimedia Commons. Лицензия CC BY-SA 2.0

Ради своей удобной (и выгодной) жизни он отказался в 2010 от места в Палате Лордов: как пожизненный пэр с 1999 он имел на него право, но по новому закону ему пришлось бы постоянно жить в Великобритании и платить там налоги с заработанных за пределами страны доходов. Норман Фостер регулярно участвует в лыжных марафонах, рисует, восхищается автомобилями середины XX века, носит пуловеры и пиджаки пастельных тонов, в меру работает и путешествует: ничего необыкновенного, но в этом есть и неотразимое – иначе он не приобрел бы более полумиллиона подписчиков в Instagram, когда вдруг решил завести там аккаунт. Ведь 85 лет живо интересоваться миром и не изменять себе – достижение не меньше, чем штаб-квартира HSBC или аэропорт Стэнстед.