Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

15.05.2020

В Китае запретили строить копии иностранных достопримечательностей

Алина Измайлова

В 1990-х в Китае начался бум «архитектурного подражания»: в стране стали появляться реплики мировых достопримечательностей. Так, КНР обзавелась «поддельными» Эйфелевой башней, Успенским собором Московского Кремля, Парфеноном, капеллой в Роншане Ле Корбюзье. Копировали и собственные памятники истории и культуры: в провинции Цзянси есть даже ненастоящая Великая стена протяженностью 4 км.

Целые «копитауны», созданные в подражание европейским городам, можно обнаружить по всей стране. Но, по всей видимости, эпохе заимствований пришел конец. Местные власти запретили «плагиаторство, имитацию и копирование» иностранной архитектуры, поскольку такие постройки не отражают национального духа.

Копия Эйфелевой башни в Тяньдучэне, Китай
Копия Эйфелевой башни в Тяньдучэне, Китай
Автор: MNXANL. Лицензия CC BY-SA 4.0

Запрет в первую очередь касается общественных сооружений: стадионов, выставочных центров, музеев, театров. Авторы инициативы – Министерство жилья, городского и сельского строительства и Национальная комиссия по развитию и реформам. Они же ввели ограничения по максимально допустимой высоте зданий – отныне в стране запрещено возводить дома выше 500 метров.
Копия капеллы Нотр-Дам-дю-О в Чжэнчжоу, провинция Хэнань (здание было снесено)
Копия капеллы Нотр-Дам-дю-О в Чжэнчжоу, провинция Хэнань (здание было снесено)
Автор: Guerinf. Лицензия CC BY-SA 4.0

Как власти КНР намерены поступить с существующими «имитациями», пока неясно, но новое строительство будет контролировать специально созданная «городская инспекция». Надо сказать, что правительственный проект нашел горячую поддержку у рядовых граждан. «Намного правильнее сохранить нашу историческую архитектуру, нежели строить фейковые копии», – уверен пользователь китайской социальной сети Weibo, скрывающийся под ником kuxiaohaier. «У меня [чуть] глаза не заболели», – примерно так описывает свое знакомство с поддельным Белым домом huanhuahua. А Хань Фэн, заведующая кафедрой ландшафтной архитектуры в Университете Тунцзи, считает, что фейковая архитектура – это следствие неуверенности китайцев в достоинствах собственной архитектуры. Университетский работник призывает соотечественников перестать копировать чужое и обратиться к истокам китайской культуры.
Копия австрийского городка Гальштат, построенная в китайской провинции Гуандун
Копия австрийского городка Гальштат, построенная в китайской провинции Гуандун
Автор: Hanno Böck. Лицензия CC BY-SA 4.0

Отметим, что директивы, призванные упорядочить архитектуру и сделать её «более китайской» и консервативной, Коммунистическая партия начала издавать еще в 2014 году. Сначала председатель КНР Си Цзиньпин заявил, что необходимо отказаться от «странной архитектуры» зарубежных звезд, подчеркнув, что «Китай – не полигон для экспериментов иностранцев». В качестве примера того, как не надо делать, председатель Си привел творение Рема Колхаса – штаб-квартиру главной китайской телекомпании, построенную в Пекине в 2012 году. При этом запрет не коснулся «симулякров»: появившиеся на территории Китая копии зарубежных сооружений повторять не возбранялось.
Штаб-квартира CCTV в Пекине
Штаб-квартира CCTV в Пекине
Автор: Iamdavidtheking. Лицензия CC BY 3.0

В 2016 году «жертвой» пала «чрезмерно крупная, ксеноцентричная и странная» архитектура, лишенная культурных традиций. Ограничения в данном случае распространились лишь на бюджетные проекты.

Надо сказать, что воспроизведение чужой архитектуры не всегда проходит безнаказанно. В 2012 году в много шума наделала история с «двойником» пекинского проекта Захи Хадид «Ванцзин SOHO». Застройщик «фэйка», впрочем, утверждал, что прообразом строящихся башен в Чунцине стала галька на берегах Янцзы. Представители Zaha Hadid Architects требовали остановить возведение комплекса и собирались подавать в суд, однако в итоге от разбирательств отказались. Иначе сложилась судьба вышеупомянутой копии капеллы Ле Корбюзье, построенной в Чжэнчжоу в 1994 году. Благодаря вмешательству Фонда Ле Корбюзье через шесть лет после открытия ее демонтировали.